Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В межвоенное время довольно популярной была тема больших танков, подобные монстры появились практически во всех странах. Можно вспомнить французский Char 2C, английский A1E1 Independent, советский Т-35. Когда пришло понимание, что помимо мощного и разнообразного вооружения эти чудовища должны быть еще и хорошо защищены, акценты сместились в сторону создания сверхтяжелых танков. В годы Второй мировой войны появилось несколько подобных проектов. Разговаривая о них, обычно вспоминают про «сумрачный немецкий гений» родивший Мауса и Е-100, но союзники тоже отметились парой любопытных образцов.
Практически одновременно появились английский A39 TORTOISE (Черепаха) и американский Т-28. Эти машины довольно похожи внешне, и, хотя обе позиционировались как танки, представляют собой скорее сверхтяжелые САУ. Между ними довольно много общего. Разработки начались по одной и той же причине, у них общая концепция штурмового танка, да и итоговый результат оказался идентичным, обе не успели на войну и в серию не пошли.
В 1943-м году, после Эль-Аламейна, Сталинграда и Курской дуги окончательное поражение Германии уже особых сомнений не вызывало. Союзники всерьез стали задумываться об оккупации как можно большей территории Германии, отдавать ее всю Советскому Союзу в их планы не входило. Вот только очень серьезное беспокойство вызывала «Линия Зигфрида», которую пришлось бы для этого штурмовать. Эта линия обороны протянулась вдоль границы Германии с Францией и Бельгией более чем на 600 километров и была плотно утыкана бетонными дотами и другими оборонительными сооружениями.
Собственно говоря, репутация неприступности была создана немецкой пропагандой, на самом деле она была довольно тонкой, не более 100 метров, частично не достроена и не организована единым узлом сопротивления. Но союзники этого не знали, и боялись при штурме понести весьма ощутимые потери.
Для поддержки пехоты нужна была боевая машина, которая не только имела бы мощное вооружение, способное разрушить железобетонные укрепления, но и соответствующую защиту, позволяющую подобраться к ним практически вплотную. Ни один из существующих на тот момент танков или САУ с подобной задачей справиться не мог.
Родилась концепция «штурмового танка», который мог бы двигаться буквально напролом, выдерживая огонь противотанковой артиллерии. На первый план выходила защищенность, танк должен был иметь как можно более толстую броню. Мобильностью в этом случае пришлось пожертвовать. Для этой задачи она особо и не нужна, ДОТ не может поменять позицию или убежать, следовательно, к нему можно подползать медленно, но неотвратимо, вдумчиво расстреливая огневые точки из мощного орудия.
Британский генеральный штаб выбрал проект фирмы Newffield mecanization ltd. Надо сказать, что это была целая серия (15 штук) последовательных проектов, от АТ-1 до АТ-15, так как военные все время увеличивали требования, как к защите, так и к вооружению. В результате вес машины вырос с 40 до 65 тонн, а вооружение менялось от 6-ти фунтового до 17-ти фунтового орудия. Но и это оказался не последний вариант. Модификация АТ-16 получила уже новую, 32-х фунтовую пушку и в феврале 1944-го года, наконец, была одобрена генеральным штабом. Танку присвоили обозначение A39 Tortoise и заказали сразу 25 штук, без изготовления прототипов. Построить их планировалось к сентябрю 1945-го года.
A39 Tortoise получил бронирование до 280 мм во лбу рубки и 228 мм по бортам. Вооружен противотанковой пушкой Ordnance QF 32 pounder, сделанной на базе 3,7-дюймовой зенитки (94 мм) и пятью 7.92-мм пулеметами Besa MG. Экипаж 7 человек.
Габариты впечатляют, 10 метров в длину, почти 4 в ширину и 3 в высоту. На полметра ниже, но настолько же шире и длиннее Мауса. Да и орудие очень мощное.
В полной комплектации его масса достигла 79 тонн. Бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью всего 600 л.с. был, конечно, для такой махины слабоват. Поэтому ни скоростными качествами (19 км/ч по шоссе и 6 км/ч по пересеченной местности), ни динамикой (7,6 л.с./тн) он похвастаться не мог.
С «Линией Зигфрида» справились и без «Черепахи», война закончилась, и интерес к непробиваемому монстру сразу угас. Заказ сначала сократили до 12-ти машин, а в феврале 1946-го решили ограничиться шестью, из которых реально построили пять. Впрочем, и с ними было непонятно что делать. Королевский бронетанковый корпус, где они числились как танки, предложил их Королевской артиллерии в качестве противотанковой самоходки.
Там от такого подарка отказались и вернули их обратно. В апреле 1948-го года два танка все-таки добрались до Германии. Впрочем, на вооружение A39 Tortoise принимать не собирались. Слишком уж архаично он выглядел на фоне современной бронетехники. В Германию он поехал как раз по той причине, из-за которой проект и закрыли, из-за лишнего веса. Просто захотели проверить возможность транспортировки тяжелой техники в британской оккупационной зоне. Исходили из принципа, что если смогут протащить его, то с прочими проблем не будет.
Завершилась попытка создания сверхтяжелого танка вполне ожидаемо. Из пяти три порезали на металлолом, один отправили на полигон в качестве мишени, а последний стоит в танковом музее в Бовингтоне. До сих пор на ходу.
Американцы немного замешкались на старте. Причина довольно любопытна. Департамент артиллерийского вооружения США был очень озабочен преодолением «Линии Зигфрида» и в сентябре 1943-го года запустил программу разработки тяжелых машин для преодоления подобных оборонительных линий. В его представлении это должна была быть приземистая машина с электротрансмиссией и вооруженная 105 мм «бетонобойной» пушкой, прикрытой 200 мм броней.
По расчетам руководства департамента в течение года можно было успеть сделать 25 подобных машин, как раз к высадке в Европе. Однако бравые американские вояки считали, что в Европе вполне обойдутся и Шерманами, и особого интереса к инициативе департамента не проявили. По крайней мере, командование Американских танковых войск, посчитало, что если «яйцеголовые» так хотят чем-то заморочиться, то пусть сделают не 25, а всего три, причем с традиционной механической трансмиссиией.
Довольно вялые бодания шли до апреля 1944-го года, когда, наконец, не была утверждена окончательная концепция и получено разрешение на строительство пяти опытных образцов. Как это обычно бывает, аппетит пришел во время еды, и в процессе согласования конструкция довольно сильно изменилась относительно первоначального предложения. В первую очередь, это коснулось увеличения толщины брони, теперь Т-28 должен был получить фантастические для того времени 300 мм во лбу. До сих пор загадка, чего в этом требовании больше: вечного стремления американцев сделать нечто, чего нет ни у кого в мире, или желания военных похоронить проект еще в бумажном виде.
За заказ на изготовление пяти образцов взялась компания Pacific Car & Foundry, понадеявшаяся на то, что в случае успеха он будет расширен до 25-ти единиц. Конструктора не подкачали. Созданная ими машина до сих пор является одной из самых тяжелобронированных в мире, а по массе среди изготовленных в металле уступает только Маусу и является самым тяжелым экземпляром бронетехники США.
Переплюнуть англичан, действительно получилось. Т-28 имел бронирование 305 мм во лбу башни с 406-ю мм защитой маски пушки, правда, немного меньшей защитой бортов. Вооружен 105-мм пушкой Т5Е1 с длиной ствола 65 калибров. Пулемет тоже один, но крупнокалиберный 12,7-мм M2HB, которым мог пользоваться только командир, высунувшись из люка, так что это, скорее, личное оружие. Экипаж 4 человека.
Незначительно более низкий (на 15 см) и более короткий, чем Черепаха он был еще шире, 4,5 метра. Ну и такая броня добавила веса, американский штурмовой танк «разожрался» до 86-ти тонн. Двигатель у него был еще более слабым, чем у англичанина, всего 510 л.с., это уже не мощь, а, скорее, немочь. Он мог разогнать «мобильный бункер» всего до 12 км/ч по шоссе, а удельная мощность оказалась ниже, чем у танков Первой мировой, всего 5 л.с./тн.
Проблему с высоким от большой массы удельным давлением на грунт решили по немецкому примеру, расширением гусениц, но более оригинально и вычурно. Если немцы просто использовали два типа гусениц разной ширины, транспортные и боевые, то американцы просто добавили с каждой стороны по одному стандартному съемному гусеничному обводу с бортовым 100 мм экраном. Очень похоже на аналогичное немецкое решение (по экранам) на танке Е-100. Тренированный экипаж мог проделать операцию по монтажу или демонтажу за пару часов. В съемном виде второй обвод буксировался за танком на прицепе. Без расширения, как и Е-100 танк Т-28 вписывался в габариты ЖД транспорта.
Дальше начались проблемы, практически идентичные проблемам английской Черепахи. Окончание войны обломило надежды Pacific Car & Foundry, заказ сразу урезали до двух машин. Начались проблемы и с классификацией. По концепции бронетанковых вооружений Сухопутных войск США танк должен был иметь вращающуюся башню. Начальник департамента вооружения США это предвидел, и еще в феврале 1945-го года предложил сменить наименование с танка Т 28 на «самоходную орудийную установку» Т95. Предложение было принято, но и в качестве САУ это чудовище в систему никак не вписывалось из-за абсолютно отвратительной подвижности. Окончилось решением прекратить все работы в области 100 тонных машин.
Два изготовленных прототипа ожидала практически та же судьба. Первый умудрился сгореть во время испытаний, и был сразу пущен на металлолом, а второй принес какую-то пользу. По иронии судьбы, как и английского собрата, проверяющего надежность транспортных перевозок, его отправили проверять прочность и надежность наплавных мостов. После чего сдали в музей Паттона в Форт-Ноксе, штата Кентукки.
Так закончилась судьба двух бронированных монстров, скроенных по одному лекалу с поправкой на национальный менталитет. В обоих случаях военные признали их абсурдными бронированными Франкенштейнами, совершенно бесполезными с точки зрения функционального применения и боевых возможностей, но которые могли стать настоящим кошмаром для гитлеровцев в 1944 году, учитывая то, как легко били «Тигры» бронетехнику союзников. А после Второй мировой войны интерес к супертяжам окончательно пропал, танкостроение обрело совершенно другую концепцию и развитие.