Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Меньше месяца назад один из топ-менеджеров Nissan заявил, что при текущем положении дел компании осталось жить около года — если не найдется дополнительное финансирование, она может попросту пойти ко дну. И вот сегодня агентство Reuters пишет со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией: вероятно, Nissan объединится с Honda, чтобы создать третий по величине автомобильный концерн планеты с капитализацией 54 млрд долларов и годовыми тиражами более 7 млн машин. Если это произойдет, впереди останутся только Toyota и Volkswagen— но надо понимать, что здесь речь идет не о попытке захватить мир, а о банальном выживании.
Ведь у самого Фольксвагена дела обстоят не менее тревожно: его руководство ведет тяжелые переговоры с представителями профсоюзов — по сообщениям того же Reuters, стороны общались всю прошедшую ночь и продолжают это делать прямо сейчас. Повод более чем серьезный — речь идет о первом в истории закрытии заводов VW в Германии с увольнением десятков тысяч людей и сокращении зарплат тем, кто остался.
Работники уже провели несколько символических стачек, чтобы показать, что они не шутят, но у обеих сторон конфликта стремительно заканчивается время: впереди рождественские праздники, и если до них договориться не получится — 2025 год профсоюзы начнут уже с полноценных забастовок, которые могут больно ударить по концерну. А ведь Volkswagen и так отчитался о падении прибыли более чем на 60%, причем схожие результаты показали и другие немецкие производители.
И это не конец — скорее, только начало огромных проблем. Ведь с 1 января в Европе вступают в силу новые требования по среднему уровню вредных выбросов. Эксперты уже подсчитали: чтобы в них уложиться, около 22 процентов из общих продаж автомобилей в Старом свете должно прийтись на электромобили. А знаете, сколько сейчас? 13 процентов!
То есть в самом ближайшем времени компаниям придется каким-то образом увеличить результат практически вдвое — иначе придется платить штрафы. Которые при нынешней динамике могут достичь 15 млрд евро. Но клиентам-то это не объяснишь, на жалость не надавишь, а сами они на батарейную тягу переходить уже не спешат. Поэтому производители уже готовятся повышать цены на автомобили с ДВС, а на электрички (которые в производстве намного дороже) наоборот давать скидки. Еще один выстрел в и так нездоровую ногу.
Параллельно с пугающей регулярностью появляются новости о проблемах у компаний поменьше: банкротятся BBS и Recaro, на ладан дышит KTM, и что-то подсказывает, что в ближайшее время этот поток будет только нарастать. Не удивимся, если 2025 год пройдет под знаком слияний, поглощений, закрытий, оптимизаций и прочих трансформаций привычного автопрома.
Тут бы, конечно, и подумать иностранным компаниям о возвращении в Россию, чтобы хоть частично компенсировать потери — но так ли это просто? На проданных за бесценок заводах уже обживаются «китайцы», и даже если воспользоваться заложенными при уходе правами выкупа — переналадка производства, перезапуск продаж, маркетинга и всего прочего тоже влетит в копеечку. Не говоря уже о том, что потерянную долю рынка отвоевать будет ой как непросто.