Loading...
Миллиарды впустую. Военная техника, от которой американцы отказались после долгих лет разработки - новости Подоляка

Миллиарды впустую. Военная техника, от которой американцы отказались после долгих лет разработки

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0

2 мая 2025 года стало известно, что новый глава Пентагона Пит Хегсет принял решение отменить программу поставок в американскую армию легких танков M10 Booker.

Машина разрабатывалась с 2015 года, всего планировалось закупить 504 единицы для вооружения пехотных бригад и воздушно-десантных дивизий. Всего к моменту отмены закупки армии успели передать порядка 80 машин.

Это далеко не первый случай, когда программы создания новых вооружений для армии США, на которые уже затратили огромные суммы, отменяются в последний момент. Я собрал для вас четыре таких примера из далекого и не очень прошлого.

M10 Booker

Начнем с самого свежего примера, который как раз и вдохновил меня на эту статью.

M10 Booker — это американская боевая бронированная машина на гусеничном ходу, которую в прессе обычно называют легким танком, но военные упирают на то, что это 105-мм самоходное орудие. Предназначено оно для поддержки пехоты в наступлении: уничтожения различных укреплений, долговременных огневых точек и легкой бронетехники.

M10 Booker спереди
M10 Booker спереди

Да и трудно назвать легким танком изделие, которое весит 42 тонны. Да, вы не ослышались. Например, примерно столько весили Т-72 первых модификаций. А это, на секундочку, основной боевой танк со 125-мм пушкой и противоснарядным бронированием.

M10 Booker сзади
M10 Booker сзади

M10 создан в рамках программы Mobile Protected Firepower (Мобильная защищенная огневая мощь). Первоначально от конструкторов требовали уложиться в 32 тонны массы, затем в 38, но в итоге со всеми доработками и комплексом активной защиты получилось 42.

M10 в движении
M10 в движении

Про бронезащиту «Букера» информации в сети особо нет, но едва ли он защищен от чего-то серьезнее 30-мм автоматических пушек как другая техника на той же платформе. Поэтому вся надежда на работу комплекса активной защиты.

Вооружен M10 105-мм пушкой M35, разработанной в 1980-е годы для легких машин. По боеприпасам она унифицирована со 105-мм пушкой M68, которая устанавливалась на M1 Abrams первой модификации и средний танк M60, но отличается сниженной отдачей.

M10 ведет огонь
M10 ведет огонь

Пушка на 2025 год совершенно не годится для борьбы с современными и не очень бронецелями. Зато система управления огнем почти идентична таковой на «Абрамсах» последних модификаций.

Построен M10 на платформе ASCOD 2 испано-австрийской разработки. А при чем тут США? Дело в том, что в 2003 году американцы из General Dynamics Land Systems в 2000-х годах выкупили компании, создавшие платформу и теперь предлагают целую линейку машин на ее базе покупателям из разных стран. В такой ситуации грех было не попробовать силы на родине.

Лёгкий танк ASCOD 2 Sabrah филиппинской армии
Лёгкий танк ASCOD 2 Sabrah филиппинской армии

В целом причины отказа от закупок M10 Booker лежат на поверхности: такой машине просто нечего делать на современном поле боя. Но в чем же конкретные причины?

При заказе M10 предполагалось, что за один основной американский тяжелый военно-транспортный самолет C-17 сможет увозить две легкие боевые машины, а не один танк Abrams. Вот только на деле оказалось, что получается брать на борт только один Booker. То есть единственное серьезное преимущество улетучилось.

M10 во время загрузки в C-17
M10 во время загрузки в C-17

А еще оказалось, что «легкое» самоходное орудие не может преодолеть 8 из 11 мостов на базе Форт-Кэмпбелл, куда поступил на вооружение.

К слову, это уже третья неудачная попытка заменить и так не самый удачный легкий авиадесантируемый танк M551 Sheridan. Так, в 1990-е отказались от программы M8 AGS, в 2000-е и 2010-е приняли на вооружение, но почти не производили M1128 Stryker MGS (выпущено чуть больше сотни, сейчас выводятся из эксплуатации), а теперь вот под нож пошел M10 Booker.

RAH-66 Comanche

RAH-66 Comanche
RAH-66 Comanche

Любители аркадных авиасимуляторов совершенно точно слышали об этом интересном вертолете. Например, ему была посвящена целая серия игр от компании NovaLogic.

Кадр из игры Comanche 4
Кадр из игры Comanche 4

Программа по созданию «Команча» берет начало в 1980-х, когда Армия США задумалась о замене сразу несколько имевшихся семейств вертолетов: AH-1 Cobra, UH-1 Iroquois, OH-6 Cayuse и OH-58 Kiowa. Тема получила название LHX (Light Helicopter Experimental, то есть легкий экспериментальный вертолет).

OH-58 Kiowa
OH-58 Kiowa

Позднее программу переименовали просто в LH и скорректировали. В рамках нее теперь создавался один вертолет на замену разведчику-целеуказателю OH-58 Kiowa, который должен был выполнять разведывательные и ударные функции. В 1991 году было объявлено, что постройкой новой машины займется объединенная команда компаний Boeing и Sikorsky. На создание шести прототипов Пентагон выделил 2,8 млрд долларов. Машина получила наименование RAH-66 Comanche.

RAH-66 Comanche в полете
RAH-66 Comanche в полете

Вертолет создавался с применением всех возможных мер для снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. В конструкции применялись композитные материалы, наружные поверхности были выполнены так, чтобы рассеивать радиоволны в стороны, само собой, применялось радиопоглощающее покрытие. Однако стоит добавить, что в случае с вертолетом есть один фактор, очень мешающий сделать что-то подобное F-117. И это несущий винт, который вращается.

Оба летных опытных RAH-66 совершают эффектный маневр. На ближнем вертолете можно заметить надвтулочную РЛС
Оба летных опытных RAH-66 совершают эффектный маневр. На ближнем вертолете можно заметить надвтулочную РЛС

Конструкторы боролись за малозаметность как могли и даже отчитывались, что эффективная площадь рассеивания у RAH-66 в 360 раз меньше, чем у AH-64 Apache (чем ЭПР меньше, тем объект менее заметен). Правда говорить они могли примерно что угодно, все равно проверить это очень сложно.

RAH-66 и AH-64D
RAH-66 и AH-64D

Для снижения радиолокационной заметности вооружение размещалось в двух внутренних отсеках, в каждый помещалось по три ракеты воздух-земля AGM-114 Hellfire или по шесть «Стингеров» для борьбы с воздушными целями. Кроме того, 20-мм трехствольная пушка XM301 могла при необходимости убираться в обтекатель опять же для снижения заметности.

RAH-66 в полете с открытыми отсеками вооружения
RAH-66 в полете с открытыми отсеками вооружения

Если же задание не требовало максимально скрытности, можно было за 15 минут установить небольшие крылья для внешней подвески дополнительного вооружения, в том числе 70-мм НАР Hydra.

Макет RAH-66 с крыльями для подвески дополнительного вооружения
Макет RAH-66 с крыльями для подвески дополнительного вооружения

Само собой, вертолет оснащался всеми возможными системами для обнаружения целей днем и ночью и передачи данных о них на ударные вертолеты.

Первый полет RAH-66 состоялся 4 января 1996 года, в 2001-м начались летные испытания для оценки первоначальных оперативных возможностей. В начале 2000-х планировалось, что серийное производство стартует в 2006-м и всего армия США получит более 1200 вертолетов.

RAH-66 в разрезе
RAH-66 в разрезе

Однако в 2004 году программу официально закрыли. Военные по опыту конфликтов последних лет пришли к выводу, что функции RAH-66 могут успешно взять на себя гораздо более простые и дешевые БПЛА, а малозаметность никак не поможет новому вертолету выжить над современным полем боя.

Средства, которые предполагалось в будущем потратить на «Команчи», в итоге перенаправили на поддержание имеющегося парка вертолетов и работы по БПЛА.

-16

К моменту отмены, на программу создания RAH-66 потратили в районе 7 млрд долларов. Построено было всего два летных прототипа, проходивших испытания. А OH-58 Kiowa не так давно был снят с вооружения, так и не получил замены.

XM2001 Crusader

XM2001 Crusader
XM2001 Crusader

САУ из будущего, которая оказалась слишком тяжелой и дорогой. Ее история начинается в середине 1980-х, когда Армия США запустила программу Armored Systems Modernization (Модернизация бронированных систем).

В рамках нее, например, планировали разработать и принять на вооружение танк с необитаемой башней и автоматом заряжания (Block III танк на рисунке ниже).

В 1992 году программу ASM закрыли, поскольку основной противник в лице СССР перестал существовать. Однако работы по некоторым проектам продолжались, в том числе по усовершенствованной системе полевой артиллерии (AFAS). В 1994 году ее переименовали в Crusader («Крестоносец»).

XM2001 Crusader ведет огонь
XM2001 Crusader ведет огонь

Экипаж перспективной САУ состоял всего из трех человек, которые находились в защищенной капсуле внутри корпуса, башня была необитаемой с автоматом заряжания. При этом процесс загрузки боекомплекта в машину также происходил автоматически, для чего разрабатывались транспортно-заряжающие машины на гусеничном и колесном шасси.

САУ XM2001 и ТЗМ  XM2002
САУ XM2001 и ТЗМ XM2002

Для поддержания высокого темпа стрельбы (10-12 выстрелов в минуту) ствол пушки получил кожух с водяным охлаждением. Боезапас САУ составлял внушительные 48 выстрелов, на загрузку которых с помощью ТЗМ отводилось 10 минут. Интересно, что одно время для перспективной САУ предполагалось создать выстрел с жидким метательным зарядом, но позже от идеи отказались.

XM2001 Crusader
XM2001 Crusader

Подвижность обеспечивалась газотурбинным двигателем мощностью в 1500 л.с. от танка M1 Abrams: военным предлагали и другие варианты, но заказчик решил снизить расходы и упростить логистику за счет унификации.

По состоянию на 2002 год армия США планировала закупить 480 «Крестоносцев» за 11 млрд долларов. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку в том же году программу закрыли в рамках сокращения бюджетных расходов на оборону. Перспективную САУ ранее неоднократно критиковали за слишком высокую массу и низкую мобильность, что на самом деле не совсем справедливо.

На испытаниях удалось добиться максимальной дальности стрельбы в 40 км
На испытаниях удалось добиться максимальной дальности стрельбы в 40 км

Например, в октябре 1999 года начальник штаба сухопутных войск Эрик Шинсеки, который всячески продвигал идею легких бригад на «Страйкерах», утверждал, что САУ XM2001 и ТЗМ XM2002 вместе весят 110 тонн, что не позволяет погрузить их в самолет C-17. Явно заинтересованный в закрытии программы военачальник переборщил: САУ весила 40 тонн, а ТЗМ 36, то есть всего 76 тонн.

Чтобы было с чем сравнить, отмечу, что немецкая САУ PZH 2000 весит 55 тонн, а отечественная «Мста-С» 42 тонны.

Немецкая САУ PZH 2000
Немецкая САУ PZH 2000

В итоге армия США и спустя 20 лет остается без САУ нового поколения, постоянно модернизируя имеющиеся в наличии M109 Paladin, созданные еще в 1960-х.

A-12 Avenger II

Напоследок расскажу феерическую историю распила освоения военного бюджета.

 Макет A-12 Avenger II
Макет A-12 Avenger II

В 1983 году ВМС США запустили программу Advanced Tactical Aircraft (ATA), в рамках которой планировалось к 1994 году получить новый палубный штурмовик на замену устаревающему A-6 Intruder.

Двухместный палубный штурмовик A-6 Intruder
Двухместный палубный штурмовик A-6 Intruder

В конкурсе на право создания самолета по программе ATA приняли участие объединенные команды компаний McDonnell Douglas/General Dynamics и Northrop/Grumman/Vought. В итоге в 1988 году победителями признали первых.

В перспективе проект сулил золотые горы, поскольку ВМС собирались закупить 620 самолетов, еще 238 планировал приобрести Корпус морской пехоты. Также покупкой 400 аналогичных машин, адаптированных под базирование на аэродромах, заинтересовались в ВВС.

Рисунок A-12
Рисунок A-12

В 1990 году перспективной разработке присвоили обозначение A-12 Avenger II в честь торпедоносца-бомбардировщика времен Второй Мировой войны Grumman TBF/TBM Avenger.

Grumman TBF Avenger
Grumman TBF Avenger

В чем же была проблема? В разработке участвуют именитые фирмы с обширным опытом, с финансированием тоже никаких трудностей.

Дело в том, что командованию флота и КМП пообещали построить не просто палубный штурмовик, а какую-то летающую тарелку. A-12 создавался по схеме «летающее крыло» с применением мер по снижению заметности. При этом на конец 1980-х в мире эксплуатировался только один малозаметный ударный самолет — Lockheed F-117 Nighthawk. В его конструкции все было сделано в угоду малозаметности, что вылилось в проблемы с управляемостью, в целом слабые летно-технические характеристики и очень ограниченную бомбовую нагрузку.

Lockheed F-117 Nighthawk
Lockheed F-117 Nighthawk

В случае с A-12 конструкторам предстояло не только создать малозаметный ударный самолет, но и обеспечить его применение с авианосцев, что предъявляет дополнительные требования к управляемости, прочности конструкции и габаритам (да, крылья нужно складывать).

Предполагаемый вид A-12 в разных проекциях
Предполагаемый вид A-12 в разных проекциях

Вооружение Avenger II размещалось в четырех внутренних грузоотсеках: два центральных вмещали по одной бомбе, а внешние создавались под размещение ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM (по одной в отсеке). Всего во внутренних отсеках можно было разместить бомбы и ракеты общей массой до 2300 кг, при этом скромные габариты отсеков ограничивали номенклатуру вооружений.

Масштабная модель A-12, с помощью которой можно понять схему расположения отсеков вооружения
Масштабная модель A-12, с помощью которой можно понять схему расположения отсеков вооружения

Также самолет должен был получить современную РЛС, «стеклянную кабину» с многофункциональными дисплеями, оптико-электронную станцию с тепловизионным каналом для обнаружения и поражения наземных целей и другое необходимое оборудование. Кроме того, Avenger II еще и получил бронирование на уровне штурмовика A-10.

В общем, на словах, самолет получался просто шикарный. Однако на деле конструкторы столкнулись с кучей проблем. Например, значительную часть деталей фюзеляжа сложной формы не получилось изготовить из композитов, отчего масса A-12 выросла сразу на 30%. Радиопоглощающее покрытие плохо переносило контакт с морской водой, что для палубного штурмовика было очень неприятно.

Масштабная модель A-12
Масштабная модель A-12

Да и в целом с применением технологий малозаметности возникли серьезные проблемы, поскольку ни McDonnell Douglas, ни General Dynamics не имели опыта постройки таких самолетов.

Из-за многочисленных проблем первый полет, первоначально запланированный на декабрь 1990 года, затем съехал на 1992-й, а затем и вовсе сразу на 1998-й. Видя, с каким трудом движется программа, от своих намерений по закупке отказались КМП и ВВС, но флот держался до последнего: в декабре 1990 года было объявлено о планах оснастить 14 авианосцев эскадрильями по 20 А-12.

Тот самый деревянный макет A-12
Тот самый деревянный макет A-12

Однако уже в январе 1991 года решением министра обороны Дика Чейни программа была закрыта по результатам подготовленного в ноябре 1990-го правительственного отчета. В декабре флоту предложили привести веские причины для продолжения работы, но убедить главу Пентагона не вышло.

К тому моменту после нескольких лет разработки и потраченных государством и подрядчиками примерно семи миллиардов долларов относительно готовыми были только двигатели и РЛС. И красивый деревянный макет. Никто не мог спрогнозировать, когда это чудо полетит, и сколько будет стоить, так что разработку прикрыли и потребовали у подрядчиков вернуть часть суммы. Судебные тяжбы затянулись аж до 2014 года, по итогу обе компании заплатили всего по 200 млн долларов, хотя могли попасть почти на три миллиарда.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии