Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Недавно случилось нечастое в авиапроме событие – подъём в воздух новой машины. Речь идёт о Ми-34М1. Выглядело это «как-то странно» — причём от начала до конца. Что же на самом деле произошло?
Немного истории. Лёгкий вертолёт Ми-34 – разработка ещё советских времён, он поднялся в воздух в 1986-м году. В 1995-м машина получила сертификат типа, до 2002-го года было построено около тридцати бортов, после чего наступил «период забвения».
Надежду на возрождение Ми-34 получил в 2011-м году. Тогда на авиасалоне МАКС на него обратил внимание Владимир Путин – и даже посидел в кабине вертолёта. Но вскоре всё затихло.
Наконец, лет пять назад «Вертолёты России» предприняли ещё одну попытку. Была составлена программа «Конкурентный лёгкий вертолёт» (КЛВ). Ми-34 предлагалось оснастить турбовальным двигателем АИ-450 (украинским – но времена были «ещё довоенные»). Позднее программу переименовали в «Перспективный лёгкий вертолёт» (ПЛВ) – уже с ВК-650В, и совет директоров «Вертолётов России» принял решение начать её реализацию.
Руководство Национального центра вертолётостроения (НЦВ) сразу заняло жёсткую позицию по темпам работ. Основные доработки включали изменение конструкции фюзеляжа под установку ВК-650В и адаптацию под новый движок главного редуктора (ГР), который «достался в наследство» от Ми-34С1.
Под доработку пошла вторая опытная машина (ОП-2, рег.№ 342). Первый полёт она выполнила в 2011-м году, а через пару лет её отправили на хранение. Получается, что возраст машины 13 лет.
В каком темпе выполнялись работы в цехах, неизвестно. Но можно подозревать, что весьма поспешно. А вот дальше и вовсе «история понеслась вскачь» (А.Толстой).
Машину выкатили со сборки 10 октября. Уже через два дня провели наземные гонки двигателей, а еще через три дня Ми-34М1 подняли в воздух.
Это необычно (мягко говоря). После сборки машину «принято» тщательно проверить, и процесс это небыстрый (скажем, второй МС-21 взлетел через три месяца после выкатки). Ситуация усугублялась тем, что часть оборудования «исходного» вертолёта, будучи опытным, имело истёкшие сроки службы. Если его и меняли, то на такое же старое оборудование, разве что хранившееся на складах, а не под открытым небом. Что с ресурсами компонентов, тоже не вполне понятно. Двигатель ещё не закончил испытания. Главный редуктор и вовсе не наработал на стенде ни одного часа.
Висение выполнялось «осторожно» — на высоте порядка одного-двух метров. Штатные фотографы НЦВ даже испытывали проблемы с тем, чтобы снять вертолёт на фоне неба – для этого аппаратуру пришлось уложить на бетон площадки. Фото, благодаря которому «широкие народные массы» узнали о подъёме нового вертолёта, было выполнено с пешеходного перехода железнодорожной платформы Панки.
Можно ещё отметить, что подъём Ми-34М1 прошёл без одобрения методического совета по экспериментальной авиации, который входит в состав Лётно-исследовательского института (ЛИИ). Это противоречит не просто «традиции», а и Федеральным авиационным правилам по производству полетов экспериментальной авиации, а также Приказу Минпромторга о методическом совете экспериментальной авиации.
Обращает на себя внимание и молчание «Вертолётов России» по поводу этого полёта. Обычно руководство авиаотрасли использует любой информационный повод. Злые языки не зря говорят, что скоро нас будут радовать сообщениями о каждом закрученном болте. А здесь подъём новой машины – и тишина. Если бы не расторопность споттеров, широкая публика и вовсе бы ничего не узнала о новом достижении отечественного вертолётостроения.
В чём же причина такой торопливости «выпихивания в воздух» нового вертолёта и такой молчаливости разработчиков и стоящих над ними управляющих компаний? Всё просто. В недрах «Вертолётов России» (а возможно, и Минпромторга) возникла блестящая идея показать Ми-34М1 главе Российской Федерации. Причём не абы где, а на саммите глав государств БРИКС в Казани. Дабы Владимиру Путину было чем погордиться перед коллегами.
С этой целью сразу после выполнения первого висения машину отправили на разборку (нужно было снять несущий винт), а потом трейлером повезли в Казань. После транспортировки, сборки и проверки 22 октября на Ми-34М1 провели ещё несколько наземных гонок двигателя (всё правильно, нужно было убедиться, что техника нормально перенесла переезд). Затем вертолёт был показан Денису Мантурову. – вице-премьеру, курирующему авиационную промышленность.
Что произошло дальше, (пока) неизвестно. По одной версии, показ Ми-34М1 в полёте был отменён. По другой, подъём всё же состоялся, но только в присутствии Мантурова. Как бы то ни было, Ми-34М1 не вошёл даже в вертолётную экспозицию, организованную для участников форума БРИКС в Казани (были выставлены два варианта вертолёта «Ансат», а также Ми-171А3 и Ми-38). Злые языки утверждают, что причиной стало … отсутствие окраски.
Как бы то ни было, мы имеем факт стремления к «показухе», что привело к массе нарушений, и разве что по везению всё не закончилось печально. Можно вспомнить, как три года назад был потерян опытный экземпляр военно-транспортного Ил-112В. Кому-то всего лишь захотелось непременно показать новую машину в рамках форума «Армия-2021». Погибли три грамотных специалиста: лётчики-испытатели Николай Куимов и Дмитрий Комаров, бортинженер-испытатель Николай Хлудеев (пусть земля им будет Небом).
Авиаторы знают, сколько происшествий и катастроф происходит на выставках, всевозможных шоу и празднествах. Но в этот раз стремление к «показухе» явно вышло за рамки здравого смысла.
Алексей Захаров, авиаэксперт
Поделись видео:






