Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Пожалуй, нет темы, вызывающей больше споров среди водителей автомобилей с автоматической коробкой передач, чем пресловутый вопрос: «На каком режиме стоять в пробке или на светофоре — D, N или P?» На первый взгляд — ерунда. Мол, какая разница, ведь машина стоит, коробка не работает, и всё должно быть нормально. Но как показывает практика, именно такие «мелочи» порой выливаются в дорогостоящий ремонт.
Чтобы положить конец многолетним спорам и домыслам, мы обратились к специалисту, который ежедневно «разговаривает» с АКПП языком ремонта и диагностики — мастеру с более чем десятилетним стажем в ремонте автоматов. Его вывод оказался простым, но весьма убедительным. Более того, он поставил жирную точку в этом вопросе.
Что происходит в режиме D при остановке
Итак, вы подъехали к светофору и, как большинство водителей, остались на режиме «D», удерживая автомобиль тормозом. Что происходит в этот момент внутри коробки? Всё не так уж и страшно.
Коробка при этом стоит. Вращается только часть гидротрансформатора — так называемый «бублик». Его лопасти гоняют масло, создавая давление, которое передается на противоположную сторону. Однако вторая часть стоит, так как автомобиль не движется. В итоге возникает то самое привычное ощущение «порыва вперёд», как только вы отпускаете педаль тормоза.
Но важно понимать: никакой критической нагрузки ни на коробку, ни на двигатель в этот момент нет. Да, масло немного греется, поскольку циркуляция внутри коробки ограничена. Но нагрев идёт медленно и, по большому счёту, не несёт разрушительных последствий.
А что в режиме N и P?
Многие по старинке считают, что в момент кратковременной остановки, особенно в пробках, стоит скинуть коробку в нейтраль. Мол, и нагрузку снимем, и масло не будет греться. Логика понятна, но технически всё не так очевидно.
В режиме «N» (нейтраль) действительно вращаются некоторые элементы трансмиссии. Например, входной вал, который получает крутящий момент от двигателя, продолжает вращаться. Но важный момент — давление масла в системе сохраняется, все узлы получают смазку, и никакого критического износа не происходит.
А вот режим «P» (паркинг) — это уже совсем другая история. В этом случае в работу вступает парковочный механизм, который физически блокирует трансмиссию. Использовать его при работающем двигателе в пробке — категорически не рекомендуется. Это аварийный режим, предназначенный исключительно для стоянки с заглушенным двигателем. Включение «P» на работающем моторе может не только вызвать рывки и удары, но и спровоцировать поломку парковочной защёлки.
А вот теперь — самое интересное: что изнашивает коробку больше всего
Сторонники постоянного перехода в «нейтраль» забывают об одном важном нюансе: каждое переключение режимов АКПП — это задействование внутренних компонентов, включая фрикционы и гидроблок. Последний при каждом переводе рычага выполняет перераспределение потоков масла, срабатывают соленоиды и открываются клапаны.
Когда вы постоянно переключаетесь между «D» и «N», особенно в пробке с частыми остановками, вы, по сути, заставляете коробку многократно выполнять процедуры включения и отключения передачи. А теперь — главный момент: при каждом включении передачи, особенно первой, фрикционы немного пробуксовывают до тех пор, пока полностью не «схватятся». Именно этот момент и приводит к ускоренному износу.
Так что по большому счёту, вы не экономите ресурс коробки, а наоборот — тратите его на «холостые» переключения, не получая от этого никакой выгоды.
Исключения из правил: когда можно включить «N»
Разумеется, бывают ситуации, когда включение нейтрали действительно оправдано. Например, если вы стоите перед закрытым шлагбаумом на железнодорожном переезде или попали в глухую пробку, где движение не предвидится в течение 10–15 минут и более.
В этом случае нейтральный режим позволит уменьшить нагрев масла в коробке и немного снизит нагрузку на гидротрансформатор. Но в условиях стандартного городского трафика — это совершенно лишнее действие.
Что говорят современные технологии: программная нейтраль
На многих современных автомобилях уже реализована так называемая программная нейтраль. Что это значит? При остановке в режиме «D» блок управления коробкой может автоматически снижать давление в системе и временно «отключать» сцепление, имитируя нейтраль.
Это делается для повышения ресурса АКПП и уменьшения расхода топлива. Так что в этих случаях вовсе нет смысла вручную вмешиваться в работу коробки. За вас уже подумала электроника.
Итак, если подытожить всё сказанное, то главный совет от профессионала звучит просто: не трогайте рычаг без особой необходимости. Стоите на светофоре или в кратковременной пробке? Смело оставляйте коробку в режиме «D» и держите тормоз. Вашей коробке от этого будет только лучше.
А вот лишние телодвижения с переключениями в «N» или тем более «P» — это не «забота» о машине, а банальное невежество, которое только ускоряет её износ.
Помните: коробка автомат — это сложнейший и тонко настроенный механизм. И если она исправна, то в режиме «D» на светофоре она чувствует себя намного комфортнее, чем вы, стоя в ожидании зелёного сигнала.
Поделись видео:



