Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
О новейшем российском ЗРК С-500, который заступил на боевое дежурство, известно очень мало (что неудивительно). Но попробуем суммировать то, что всё же известно. Плюс немного того, что действительно неизвестно.
По стечению обстоятельств, мне одно время повезло общаться с Борисом Васильевичем Бункиным – одним из разработчиков этого комплекса. Генеральным конструктором ЦКБ «Алмаз» был в то время Александр Алексеевич Леманский – действительно выдающийся специалист по радиолокации.
Ещё в шестидесятые годы прошлого века он предугадал развитие боевой авиации в сторону снижения РЛ-заметности – и занялся решением этой проблемы. Насколько я знаю, весьма успешно. Так что, на мой взгляд, «разговоры» о том, что С-500 «по зубам» современные малозаметные самолёты имеют под собой достаточно веское основание.
Второй важной особенностью, по словам Бункина, было то, что будущий (в то время) С-500 должен был стать «комплексом комплексов». Широкий спектр протоколов связи, используемых в отечественных и зарубежных средствах ПВО, был интегрирован в программное обеспечение С-500. Это позволяло на его основе вязать объединённую систему ПВО из «сборной солянки» самых разных ЗРК, РЛС и пунктов управления. Кроме того, вычислительные средства С-500 позволяли грамотно распределять цели между конкретными ЗРК, входящими в эту объединённую систему ПВО. Понятно, что это значительно повышало её эффективность.
После создания буксируемого комплекса С-300ПТ «Алмаз» отказался от таких вариантов – все его последующие ЗРК были мобильными, с размещением всех компонентов на автомобильных шасси повышенной проходимости. Естественно, эта же концепция сохранилась и в С-500.
Время развертывания нового комплекса не сообщается. Однако мы можем ориентироваться на характеристики ЗРК С-400. С марша в развёрнутое состояние он переходит за 5-10 минут, ещё 3 минуты занимает переход в состояние боеготовности. Свёртывается комплекс еще быстрее – минут за пять. Естественно, «пятисотка» имеет показатели не хуже. В сочетании со скоростью на марше порядка 60-ти км/ч это повышает выживаемость комплекса – что в современных боевых действиях переоценить сложно.
И в заключение – несколько слов о непростой судьбе «Алмаза». Мне доводилось общаться и с Игорем Ашурбейли, который возглавил фирму в 2000-м году. Несмотря на все дифирамбы, которые ему поются как «спасителю отечественной отрасли средств ПВО», я вижу это по-другому. При Ашурбейли (ходили слухи, что в фирму он пришёл с поста директора … Ленинградского рынка) «Алмаз» стремительно «коммерциализировался», бывшие конструкторские и технические помещения занимали магазины и офисы. Возможно, без этого КБ бы действительно было сложно выжить. Но то, что при Ашурбейли уровень технической грамотности фирмы упал – сомнениям не подлежит. Ибо «рыба тухнет с головы», а специалистом Игорь Рауфович был, откровенно говоря, никаким.
Встречался я и с Игорем Климовым, который стал первым главой объединённого концерна ПВО «Алмаз-Антей». Вот тот был умным человеком. Может, и не специалист, но как руководитель и организатор виделся вполне компетентным. К сожалению, Игорь Борисович был убит в 2003-м…
Как бы то ни было, но «Алмаз» выжил. И в кооперации с «Антеем» продолжает создавать новые образцы вооружений ПВО. Это радует…
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео:


