Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Танк всегда имеет внутри экипаж, силовые агрегаты, пушку со снарядами и топливные баки. Из-за размеров, все основные элементы расположены очень плотно, что безусловно сказывается на живучести. Главная проблема, какую компоновку использовать, чтобы снизить вероятность потери машины вместе с экипажем? Многие ставят в пример танки НАТО, забывая рассмотреть их компоновку полностью. На самом деле, условный Leopard 2 или «Абрамс» окажется ничуть не лучше Т-72.
Что все видят?
Когда говорят о танках НАТО, вспоминается довольно длинное семикатковое шасси, на которую установили огромную башню со 120 мм пушкой. Башня большая не просто так, а из-за кормовой ниши, где находятся снаряды. Расчёт прост – отделить боевое отделение и кормовую нишу со снарядами толстой перегородкой, а чтобы взрыв её не выбивал, оснастить кормовую нишу вышибными панелями. Очень простая идея, хорошо работающая в теории…
Именно кормовой нишей славится M1 Abrams и Leopard 2, чуть менее известный AMX-56 и Challenger. На практике есть нюансы, о которых стоит знать, чтобы эффективно противодействовать западным ОБТ.
Общая компоновка
Танки НАТО имеют похожий внешний вид и строение, но отличаются в компоновке. Здесь подробно остановимся на общих уязвимостях, характерных для всех ОБТ стран Североатлантического альянса. Про борта, корму и крышу говорить не будем – они у всех современных танков уязвимы… Остановимся на лобовой проекции.
У всех западных ОБТ огромная и довольно уязвимая маска орудия. Самые маленькие маски у Leopard 2A5 и выше, а так же M1 Abrams. Все маски обладают композитной бронёй типа Chobham, с преобладающим составом NERA из стали и резины. Этот состав хорошо защищает от кумулятивных боеприпасов, но плохо подходит для защиты от кинетических… Габарит брони в орудийной маске ожидаемо меньше, чем в скулах башни, а значит, вероятность пробития больше. И не будем забывать, что попадание в маску может сломать ствол орудие, спаренный пулемёт, прицелы и приводы наведения, стабилизатор или казённую часть пушки. В любом из случаев, танк теряет боеспособность.
Второй важный момент – корпус. Он сравнительно слабо защищён у всех западных танков, а за лобовой бронёй корпуса чего только нет… В любом случае, есть вероятность повредить органы управления танком, гусеницу или поразить члена экипажа со всеми вытекающими.
Особенности компоновки
А теперь подробнее о «всяком разном», что может находиться за лобовой бронёй корпуса разных танков НАТО. В случае M1 Abrams – два огромных топливных бака. Да, они протектированы, есть перегородка между баками и рабочим местом водителя, но воспламенение топливного бака в большинстве случаев ведёт к пожару во всей топливной системе. Итог – безвозвратная потеря.
В случае Leopard 2 история интереснее… Смотря на корпус немецкого ОБТ с фронта, в правой части корпуса находится укладка на 27 снарядов. Кто жаловался на карусель в Т-72? Среди 27 выстрелов есть не только ОБПС, но и другие типы снарядов, чувствительные к поражению. Фугасные, например, или кумулятивные.
У AMX-56 похожая история, только верхняя часть лба корпуса (в том числе нижняя лобовая деталь), защищена лучше, а нижняя имеет скромную гомогенную броню, за которой находится барабанная укладка с боекомплектом.
Challenger 1 и 2 наиболее уязвимые… Нижняя лобовая деталь обоих танков толщиной не более 80 мм под небольшим наклоном, а сразу за ней находится водитель и два бака. Если поражающие элементы пройдут к подбашенной корзине (особенно справа от орудия относительно фронта), то есть шанс задеть метательные заряды, представленные полностью сгораемыми картузами, уязвимыми к любому поражению. Для сравнения, у Т-72 снаряды в карусели «защищены» корпусом автомата заряжания, плюс поддон и сама сгораемая оболочка плотнее, чем у картуза британского танка.
Итог
У танков НАТО есть две серьёзных уязвимых зоны в лобовой проекции, о которых стоит знать. Первая – маска орудия. Попадание в неё может привести к повреждению ствола, спаренного пулемёта, механических прицелом и приводов наведения. В случае сквозного пробития – повреждение казённой части, стабилизатора орудия, бортовой электроники с поражением экипажа. Вторая уязвимость – лоб корпуса. Здесь последствия могут быть разнообразными из-за отличий в компоновке. В любом случае, пробитие лба корпуса приведёт к пожару топливных баков, пожару или детонации боекомплекта или поражение механика-водителя и органов управления.
Поделись видео: