М60А1: американский ОБТ с израильской пропиской

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
М60А1: американский ОБТ с израильской пропиской

В Техническом Центре Парка «Патриот» экспонируется израильский ОБТ «Magach-6А» , представляющий собой американский М60А1 в конфигурации на начало 70-х гг. Танки М60 являются дальнейшим развитием машин семейства М48 «Patton-3», и разрабатывались фирмой CHRYSLER во второй половине 50-х гг. Базовая версия была принята на вооружение армии США в 1960 году; модификация М60А1 — в 1962 году; первоначально основными отличиями являлась новая башня с улучшенным баллистическим профилем; усовершенствованные приборы наблюдения и прицеливания; усовершенствованной трансмиссией и приводами управления движением. Танк совершенствовался в ходе серийного производства, которое велось до 1980 года ( завод Detroit Tank Plant). В конце 70-х была разработана модификация М60А3, до уровня которой дорабатывались также ранее выпущенные машины. По лицензии М60А1 производились также в Италии. Что касается Армии Обороны Израиля ( АОИ) , то первые машины были поставлены из США в начале 70-х гг. Представленный танк выпущен в 1972 году . Машина принимала участие в Четвертой арабо-израильской войне ( «Война Судного Дня») в октябре 1973 года; получила боевые повреждения башни ( со сквозным пробитием кумулятивным боеприпасом), корпуса и ходовой части, захвачена подразделениями армии Египта и в дальнейшем передана на изучение в СССР.

Израильские "Magach-6A".

Поскольку существенные изменения в конструкцию танков «Magach» в Израиле были внесены позднее описываемых событий, представленный образец практически полностью соответствует американскому М60А1 , поэтому в таком виде мы его и рассмотрим. Танк имеет классическую компоновочную схему с экипажем из четырех человек ( мехвод- в отделении управления в передней части корпуса по продольной оси машины; командир и наводчик- в боевом отделении справа, а заряжающий- слева от пушки) и кормовым расположением МТО. Характерной особенностью являются весьма значительные габариты по высоте ( 2750 мм по крыше башни ) и общей ширине ( 3630мм ). Боевая масса, по советским данным составила 49600 кГ.

Вид сверху. В крыше башни оборудована командирская башенка кругового вращения с люком командира ( по правому борту) и люк заряжающего ( по левому борту). В кормовой части башни по правому борту- круглый колпак вентилятора.
Приборы наблюдения и люк мехвода. Дополнительный лючок в крышке люка предназначен для крепления прибора ночного видения мехвода. Фото: primeportal.net
Фото: afvdb.50megs.com
Отделение управления. Поворот танка осуществляется с помощью Т-образного штурвала.
-7

Основным вооружением танка являлась 105мм нарезная пушка М68 американского производства, оснащенная системой эжекционной продувки канала ствола , имеющая баллистику, аналогичную британской 105мм пушке L7, но отличающаяся противооткатными устройствами концентрического типа.

Установка 105мм пушки М68 в башне танка. Фото: toadmanstankpictures.com

К достоинствам пушки, как и при изучении британского танка CHIEFTAIN, советские специалисты отнесли высокие показатели точности стрельбы и мероприятия, направленные на облегчение ее эксплуатации ( включая быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником). В боекомплект пушки входит 63 унитарных выстрела с бронебойными подкалиберными ( БПС), кумулятивными ( КС) , бронебойно-фугасными ( БФС), с готовыми поражающими элементами ( СГПЭ) и дымовыми ( ДС ) снарядами. 26 выстрелов размещены в боеукладках отделения управления, справа и слева от механика- водителя; остальные- в боеукладках боевого отделения- 13 выстрелов — перед рабочим местом заряжающего, 3- под пушкой и 21- в кормовой нише башни. Скорострельность пушки по американским данным составляет 9…10 выстрелов в минуту; по советским- 7…8 выстрелов в минуту. 105мм вращающийся БПС М392 имеет полетную массу 4,1 кГ , сердечник из сплава на основе карбида вольфрама , отделяющийся поддон с обтюрирующим пояском из полимерного материала. Бронепробиваемость, по советским данным составляла 110мм/60град. на дистанции 2000 метров и 120мм/60 град.- на дистанции 1000 метров. При обстреле преграды в нормаль эти показатели составляли соответственно 300 и 330мм.

105мм БПС с отделяющимся поддоном М392. Слева- практический БПС М737.
Выстрел со 105мм БПС (APDS-T) М392.
-11

Кумулятивный снаряд М456 имеет начальную скорость 1174 м/c и обеспечивает пробитие по нормали броневой плиты толщиной 400мм или 175мм- под углом 60 градусов.

-12

Данные боеприпасы способны эффективно поражать советские средние танки Т-54/55/62 на дистанциях действительной стрельбы в лобовую проекцию корпуса и башни. Поражение танков Т-64А и Т-72 будет обеспечиваться только в ослабленные зоны; при этом не стоит забывать , что М60 создавался примерно на 10 лет раньше, поэтому корректнее сравнивать его именно со средними танками .

Вспомогательным вооружением является 7,62*51мм пулемет М73, спаренный с пушкой. Боекомплект пулемета составляет 5950 патронов.

Амбразура спаренного пулемета в орудийной маске.

В командирской башенке М19 кругового вращения установлен 12,7*99мм пулемет M85, имеющий боекомплект 900 патронов. Углы вертикального наведения составляют от -10 до +54 градусов; приводы наведения- ручные.

В бортовой стенке башни между головкой оптического дальномера и номерным знаком видно выходное отверстие от кумулятивной струи.
-15

Система управления огнем обеспечивает ведение прицельной стрельбы днем и ночью с места и с коротких остановок, наводчиком и командиром танка. Приводы наведения башни и пушки- электрогидравлические; углы вертикального наведения составляют от -10 до +20 градусов; перебросочная скорость — 22,5 градуса в секунду. Стабилизатор вооружения отсутствует, на серийных танках в США он был введен в 1972… 1973 гг ( М60A1 AOS) . При этом ,на британских и немецких танках до начала 70-х стабилизатор вооружения также не устанавливался, а во Франции он появился вообще только в начале 90-х на ОБТ LECLERC.

Основной прицел наводчика М32- перископический, комбинированный с дневными оптическими ( 1- кратного и 8-кратного увеличения) и ночным активным каналом , работающим совместно с ксеноновым прожектором AN/VVS-1. Дальность опознавания цели ночью достигает 1000…1500 метров ( у советских Т-55/62/72- 600…800 метров).

Вид на рабочее место наводчика
-17
-18

Дополнительно наводчик использует вспомогательный телескопический прицел М105С/D, имеющий оптический канал с 8- кратным увеличением. Электромеханический баллистический вычислитель М13А2 обеспечивает выработку угла прицеливания с автоматическим учетом дальности до цели. Вручную отрабатываются также поправки на тип применяемого боеприпаса и износ канала ствола.

Входное окно вспомогательного прицела наводчика выведено через орудийную маску.
Баллистический вычислитель М13А2.

Особенностью СУО является то, что задачи измерения дальности до цели возложены на командира танка. Наводчик при этом устанавливает суммарную поправку и наводит пушку на цель. Прицел-дальномер М17А1- оптический, монокулярный , с 10-кратным увеличением. Диапазон измеряемых дальностей составляет от 500 до 4400 метров; точность измерения- 10 метров. В командирской башенке монтируется перископический комбинированный монокулярный прицел М36 , имеющий два оптических и один ночной канал на ЭОП, аналогичный применяемым в основном прицеле наводчика. С помощью специального баллистического привода М10А4 прицелы наводчика и командира , баллистический вычислитель, привод вертикального наведения и дальномер объединены в единый прицельно-приборный комплекс, обеспечивающий дублированное управления огнем наводчиком и командиром, а за счет распределения операций по подготовке выстрела между членами экипажа в боевом отделении сокращается время подготовки. При этом поле зрения прицела наводчика и дальномера командира перемещается синхронно при прокачке пушки, а прицельные марки совмещаются с одной и той же целью.
Дальность действительной стрельбы с места у танка М60А1 составляет ~2200…2500 метров ( у танка Т-62- ~1500…2000 метров; при этом скорострельность составляет 4 выстрела в минуту).

105мм пушка имела высокие показатели точности и дальности действительной стрельбы.
-22

Дополнительный круговой обзор командиру танка обеспечивается за счет установки по периметру командирской башенки восьми стеклоблоков М41. Вообще в отношении обзорности, а также эргономическим показателям, американский танк, по мнению советских специалистов , превосходил как Т-54/55/62 , так и Т-72. Танк оснащен УКВ- радиостанцией AN/GRC-7 , ТПУ AN/V1A4 и дополнительным телефонным аппаратом для связи с пехотой C-2296/VRC , размещенном в ящике в кормовой части на правой надгусеничной полке.

На надгусеничной полке слева направо закреплены: ящик с телефонным аппаратом для связи с поддерживающей танк пехотой; ящик ЗИП; короб воздухоочистителя, ящик ЗИП.

Корпус и башня танка имеют монолитное бронирование. Корпус цельнолитой; его ВЛД имеет толщину 120мм и установлена под углом 64 градуса к вертикали. Литая башня сложной несимметричной формы имеет переменную толщину и углы наклона броневых деталей, которые в лобовой проекции достигают значений 178мм и 30…60 градусов соответственно. Обеспечена достаточно высокая стойкость от советских 100мм БПС 3БМ8 ( танки Т-54/55); на дистанциях более 1000 метров- от 115мм БОПС 3БМ4 ( танк Т-62). В тоже время практически не обеспечивалась защита от кумулятивных боеприпасов; также отсутствовали противокумулятивные экраны для защиты бортовой проекции. Высокий силуэт танка облегчал его обнаружение на поле боя и обеспечивал советскому Т-62 в дальности прямого выстрела ( высота Т-62 была почти на 300мм меньше). В танке применяется фильтровентиляционная установка с рентгенометром для защиты от оружия массового поражения; экипаж имеет в своем распоряжении противорадиационные костюмы с защитными масками и трассами подачи очищенного воздуха. Установлено также противопожарное оборудование с автоматическим или ручным включением.

-24

В целом, конструктивные решения в области броневой и противоатомной защиты не произвели впечатления на советских специалистов.

М60А1 с вырезом в носовом узле корпуса. Видно, что НЛД имеет переменную толщину.
Бортовая проекция башни уничтоженного израильского М60А1. Часть сквозных пробитий , скорее всего , получены в результате попаданий артиллерийских кумулятивных снарядов, судя по диаметру входных отверстий и разлета остатков кумулятивной струи.

В МТО танка устанавливается четырехтактный 12- цилиндровый V- образный дизельный двигатель воздушного охлаждения CONTINENTAL AVDS-1790-2A мощностью 750 л.с. при 2400об/мин. Топливные баки общей емкостью 1460 литров также расположены в МТО. Двигатель выполнен в моноблоке с двухпоточной гидромеханической трансмиссией GM CD-850-6A c двухреакторной комплексной гидропередачей, планетарной коробкой передач, обеспечивающей движение на двух передачах переднего хода и одной- заднего, механизмом поворота дифференциального типа и двумя планетарными бортовыми редукторами. Моноблок массой 3622 кГ может быть заменен в полевых условиях в течении одного часа.

Силовая установка. Видны два осевых вентилятора системы охлаждения, смогтированные над двигателем.
Фото: primeportal.net

В состав ходовой части входят по шесть двускатных обрезиненных опорных катков на борт с дисками из алюминиевого сплава, три поддерживающих катка с наружной амортизацией, направляющие колеса переднего расположения, унифицированные с опорными катками, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, мелкозвенчатые гусеницы с РМШ параллельного типа , съемными асфальтоходными подушками и обрезиненными беговыми дорожками, механизмы натяжения гусениц винтового типа. В системе подрессоривания применяется индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами , пружинными упорами- на первых и шестых узлах. Динамический ход опорного катка- 206мм- больше чем у Т-62 (162мм) , но несколько меньше чем у Т-72.

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
Фото: afvdb.50megs.com

Удельная мощность составляет более 15 л.с./т, что примерно соответствует аналогичному показателю у Т-62; максимальная скорость по шоссе-48 км/ч; по проселочной дороге- 25…30 км/ч; задним ходом- 22,5 км/ч; запас хода по шоссе- 480 км.

Силовая установка и трансмиссия получили достаточно высокие оценки советских специалистов с точки зрения удобства работы механика- водителя, плавного прохождения поворотов с минимальной потерей скорости, высоких показателей ремонтопригодности (последнее касалось и ходовой части).

-37
-38
-39

В заключении, еще не много по поводу сравнения М60А1 и Т-62. По данным , например, книги С.Устьянцева и Д.Колмакова «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков» , американский танк превосходит Т-62 по военно-техническому уровню ( ВТУ) почти в два раза. В отношении огневой мощи это касается точности и дальности действительной стрельбы, возможности дублированного управления огнем, высокого могущества боеприпасов, достаточно совершенных приборов наблюдения и прицеливания, хорошей обзорности из танка. В тоже время, наличие на Т-62 стабилизатора вооружения придает советскому танку определенные преимущества в дуэльном бою за счет возможности ведения прицельного огня с хода и высокого силуэта М60А1. Более высокие показатели защищенности американского танка обусловлены значительными углами наклона броневых деталей корпуса и башни в лобовой проекции; при этом М60А1 имеет значительно более высокие показатели площади практического поражения лобовой и бортовой проекции , что повышает вероятность попадания в него на поле боя. Живучесть обоих машин в случае поражения броневой защиты сравнительно невысока- боекомплект в обитаемых отделениях занимает достаточно большую долю забронированного объема. В тоже время можно отметить, что на М60А1 топливо размещено в МТО, тогда как у Т-62 ( и большинства советских танков)- в обитаемых отделениях. Силовые установки обоих машин обеспечивали достаточно высокую надежность работы в условиях ближневосточного театра военных действий. Несмотря на то, что американский дизель имел воздушное охлаждение, к жидкостной системе охлаждения , а также к системе воздухоочистки советских танков у арабских танкистов претензий не было. Вообще , сами авторы упоминаемой книги сомневаются в правильности приведенных показателей ВТУ, однако других данных по этому вопросу у них нет. Безусловно, с технической точки зрения , американский танк несколько превосходит Т-62. Но и последний, по отзывам и американцев и израильтян являлся достаточно грозным противником. В этом случае важную роль играл уровень подготовки экипажей, который, как известно , у израильских танкистов был выше.

Египетский Т-62. Фото: Jonathan S. Blair/ GETTYIMAGES
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии