Loading...
M-84: ОБТ Югославии. Модификации - новости Подоляка

M-84: ОБТ Югославии. Модификации

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
M-84: ОБТ Югославии. Модификации

В середине 70-х годов высшее военное и политическое руководство Югославии принимает решение по обновлению танкового парка, который на тот момент состоял , в основном, из устаревших средних танков Т-34-85 и устаревающих Т-55. Выбор пал на советский Т-72, однако при этом прорабатывалась возможность организации производства собственного ОБТ. Изначально речь шла о продаже партии семьдесятдвоек с последующей передачей лицензии на их производство; при этом югославские специалисты приложили максимум усилий, чтобы подробно изучить конструктивные особенности Т-72, его достоинства и недостатки. С этой целью они посещали как СССР ( например, осматривали танк на Курсах «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске), так и в ЧССР, где на тот период велась подготовка к лицензионному производству. В результате, было принято решение доработать конструкцию машины, в частности, в отношении комплекса вооружения. Этому способствовало весьма неординарное положение Югославии на мировой арене- фактически являясь страной соцлагеря , она имела возможность получать технологии как от СССР и стран Варшавского Договора, так и от западных государств. К началу 80-х в Югославию была поставлена партия танков Т-72 и Т-72М ( в общей сложности-около сотни машин). Танки подробно изучались и проходили всесторонние испытания.

Танки Т-72М на параде в Белграде 9 мая 1985 года.                                                                                                  Фото: mod.gov.rs

Параллельно велись работы по созданию для танка автоматизированной системы управления огнем; при этом использовались полученные не совсем легальным путем технологии шведской фирмы Bofors. Кроме того, были созданы новые средства связи югославского производства, элементы системы противоатомной защиты и ряд лругих агрегатов и систем; подготовлены технологии производства корпусов и башен и т.д. Первая ( так называемая «нулевая») партия из 10 модернизированных танков , получивших обозначение М84, была собрана к началу 1985 года на заводе им. Джуро Джаковича в городе Славонски-Брод ( сейчас это Хорватия). При этом в производстве танка было задействовано более двух десятков предприятий на территории Югославии. На территории нынешней Сербии выпускались, в частности, автомат заряжания пушки, пулеметное вооружение, ручные приводы наведения, светотехническое оснащение ,элементы трансмиссии и ходовой части. С 1985 по 1986 год было выпущено 100 танков первой производственной партии, в дальнейшем- порядка 300 машин второй, третьей и четвертой партий, имевших незначительные конструктивные отличия. В конце 1988-начале 1989 года завод-изготовитель перешел на выпуск модернизированного танка М84А.

Танки М84 ранних выпусков на том же параде.                                                                                     Фото: mod.gov.rs

Главным отличием танков М84 являлась автоматизированная система управления огнем SUV-M84, позволившая существенно повысить точность и дальность действительной стрельбы , сократить время подготовки первого и последующего выстрелов, повысить удобство работы наводчика. В ее состав входили многоканальный перископический прицел DNNS-2 с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях, баллистический вычислитель с комплектом датчиков входной информации, доработанный стабилизатор вооружения. Характерное внешнее отличие- установка метеодатчика СУО на крыше башни перед орудийной маской. На танках первых партий применялся датчик типа A20X (MB), который размещался на складной стойке.

-4
Фото: https://dimitrijeostojic.com/blog/

Кроме того, ночной канал в прицелах наводчика и приборах наблюдения командира танка выполнялся на базе ЭОП I поколения; справа от пушки монтировался инфракрасный прожектор Л-2АГ, а на командирской башенке- ОУ-3ГК. Начиная со второй производственной партии, машины оснащались выдвижным датчиком типа A10X (MB), который размещался в специальном защитном кожухе цилиндрической формы.

-6

В конце 1986 года по одному танку первой и второй партии были поставлены в СССР. Первоначально машины поступили в ВНИИТРАНСМАШ, где были подробно изучены, затем первый танк вернули Югославии , а второй- отправился на испытания в 38 НИИБТ в Кубинке, после чего попал в Музей Бронетанковой Техники, ныне- Технический Центр Парка «Патриот», где и находится по сей день. Логично , что именно его конструкцию мы и рассмотрим более подробно.

М84 второй производственной партии. Технический Центр Парка "Патриот".

Общая компоновочная схема с экипажем из трех человек и кормовым расположением МТО не отличается от применяемой на танке Т-72М. Боевая масса составляет 41,5 тонны.

-8
-9
-10
-11
-12

Основное вооружение- 125мм гладкоствольная пушка 2А46 с эжектором и теплозащитным кожухом ствола — сохранилось без изменений. В боекомплект входят 43 (по другим данным-42 выстрела) выстрела раздельно-гильзового заряжания со снарядами стандартных типов ( БОПС, КС, ОФС). 22 выстрела размещаются во вращающемся транспортере автомата заряжания, расположенном под настилом боевого отделения. Конструкция АЗ практически без изменений заимствована с танка Т-72М. Наиболее мощные типы БОПС, лицензию на производство которых получила Югославия- 3БМ12 и 3БМ15 ( местное обозначение- PKO М88 и PKO-J M88).

-13

Вспомогательное вооружение- спаренный с пушкой 7,62*54мм пулемет Zastava M86, являющийся лицензионной копией советского ПКТ; дополнительное- 12,7*108мм зенитный М87 ( НСВТ ) в составе установки ЗУ-72 на крыше командирской башенки. Боекомплект пулеметов составляет соответственно 2000 и 300 патронов ( по другим данным- 3000 и 500 патронов).

-14

Автоматизированная СУО SUV-M84 обеспечивает ведение эффективной стрельбы из пушки и спаренного пулемета днем и ночью с места и с хода. Основной прицел наводчика DNNS-2 имеет независимую стабилизацию линии визирования в двух плоскостях , встроенный лазерный дальномер ( диапазон измеряемой дальности- от 200 до 9995 метров) , оптический канал с двумя фиксированными кратностями увеличения ( 3X и 7X) и ночной пассивно-активный канал на ЭОП II поколения с дальностью опознавания цели «танк» в пассивном режиме составляла 1200…1300 метров. Баллистический вычислитель с датчиками входной информации автоматически вырабатывает углы прицеливания и бокового упреждения с учетом поправок на отклонения условий стрельбы от нормальных при стрельбе всеми типами боеприпасов. Метеодатчик A10X (MB) обеспечивает измерение бокового ветра, атмосферного давления и температуры воздуха. Усовершенствованный стабилизатор вооружения обеспечивает более эффективную работу приводов наведения и повышенную точность стабилизации.

На танке отсутствует дублированное управление огнем от командира, однако возможности комбинированного прибора наблюдения DNKS-2 существенно улучшены по сравнению с советским ТКН-3В. Так , ночная ветвь выполнена на базе более современного ЭОП II поколения, что позволило повысить дальность видения ночью, стойкость к воздействию световых помех и улучшить качество изображения. Изменение сектора обзора в вертикальной плоскости осуществляется не за счет прокачки прибора вручную, а за счет поворота головного зеркала, что предпочтительнее с эргономической точки зрения.

Призменные приборы наблюдения командира не претерпели изменений, в то время как наводчик получил дополнительный прибор, установленный правее основного прицела.

Прицел DNNS-2 оснащен защитной шторкой объектива с тросиковым приводом.
Слева на крыше башни - защитный кожух метеодатчика.
Датчик в рабочем положении.
Дополнительный прибор наблюдения наводчика.
-19
Рабочее место наводчика.                                                                                                                       Фото: paluba.info
Командирская башенка с прибором DNKS-2.
 Фото: kotsch88.de
-23
Радиостанция югославского производства имеет антенный ввод новой конструкции.

Танк оснащен радиостанцией RUT-1 с приемопередатчиком PD-9 югославского производства. У механика-водителя при вождении в ночных условиях вместо штатного прибора наблюдения ТНПО-168В устанавливается бесподсветочный прибор ночного видения PPV-2.

-25

Броневая защита ВЛД корпуса ( 80мм сталь+105мм СТБ+20мм сталь) и башни (монолитные скулы; габарит 410мм) аналогичны танку Т-72М. Обновленная технология производства бронекорпусов и башен позволила повысить качество обработки броневых деталей и уменьшить трудоемкость сборки.

Танк окрашивается по новой технологии, что позволило повысить его маскировочные возможности. В системе постановки дымовых завес применяются новые дымовые гранаты югославского производства. Резиновые крышки дымовых гранатометов выполнены многоразовыми и крепятся цепочкой к пусковым установкам.

-26
-27
-28
-29

МТО с основными агрегатами и обслуживающими системами ( многотопливный дизель V-46-6 с системами охлаждения, воздухоочистки, топливная и масляная система, механическая планетарная трансмиссия) , а также ходовая часть в целом аналогичны применяемым на Т-72М.

Установка двигателя В-46-6 в МТО танка.                                                                                                                      Фото: mycity-military.com
-31
-33
-34
-35
-36
-37
Фото: dimitrjeostojic.com

Сравнительные испытания М-84 с танками Т-72 ( скорее всего, Т-72А, хотя во многом результаты были бы справедливы и по отношению к Т-72Б/Б1) показали следующие результаты. Югославский танк продемонстрировал в 1,5 раза более высокую точность стрельбы в ночное время. Как известно, на советских машинах до последнего момента применялись раздельные дневной прицел- дальномер и ночной прицел. Последний не был стабилизирован, выполнялся на устаревшем ЭОП 0-го или I поколения и по дальности распознавания цели в пассивном режиме и качеству изображения значительно уступал прицелу DNNS-2. Кроме того, при стрельбе ночью на Т-72А/Б отсутствовала возможность использования лазерного дальномера, да и удобство работы наводчика оставляла желать лучшего. Лазерный дальномер прицела DNNS-2 обеспечивал более эффективное измерение дальности, а стабилизатор вооружения- более эффективную работу приводов наведения. Дальность действительной стрельбы с хода БОПС для М84 днем составила 2140 метров ( у Т-72А- 1800 метров). Значительно меньшее время занимало продолжительность перевода из походного положения в боевое как для СУО так и комплекса вооружения танка в целом. По итогам, результаты испытаний рекомендовалось использовать в ходе дальнейших работ по совершенствованию отечественных основных танков. При этом назвать М-84 абсолютно совершенной боевой машиной по состоянию на вторую половину 80-х было бы тоже неправильно. Скажем, по уровню броневой защиты лобовой проекции , танк, мягко говоря не блистал, особенно по сравнению с тем же Т-72Б/Б1, который к тому времени уже массово поставлялся в Советскую Армию. Но, к сожалению, СССР не спешил с передачей последних технологий в области броневой и динамической защиты, поэтому приходилось довольствоваться имеющимся. По итогу, вместе с танком югославская сторона передала дополнительный комплект СУО SUV-М84, а советская согласилась передать лицензию на производство танка Т-72М1, который в Югославской версии получил обозначение М-84А. Производство машины велось до 1991 года. Боевая масса танка составляла 42 тонны. В прицеле наводчика DNNS-2A ночной канал выполнялся на более современном ЭОП поколения «II+» с повышенной чувствительностью и улучшенным качеством изображения. Танк оснащен новой литой башней с комбинированным наполнителем скул на основе песчаных стержней ( как на Т-72М1). В связи с увеличением габарита скул изменено расположение дымовых гранатометов. На ВЛД корпуса наварена дополнительная 16мм бронеплита; в самой ВЛД перераспределены толщины слоев броневой защиты аналогично Т-72М1. Важным нововведением являлась установка в МТО нового многотопливного дизеля В-46ТК, оснащенного двумя турбокомпрессорами S4 Schwitzer с промежуточным охлаждением. Такое конструктивное решение позволило увеличить мощность до 1000 л.с. ( напомню, России аналогичной мощности на двигателе В-92С2 удалось достигнуть в самом конце 90-х годов, то есть примерно десятью годами позже) . Доработка силовой установки и трансмиссии с обслуживающими системами велась не без проблем, что сказалось на сроках постановки танка на серийное производство , тем не менее, задача была выполнена. Характерное отличие машин , оснащенных двигателем повышенной мощности- установка блока воздухоочистителя на правой надгусеничной полке ( по аналогии с советскими средними танками Т-55М-1 и Т-62М-1), что привело к уменьшению емкости наружных топливных баков на 150 литров. Зато удельная мощность у машины возросла с 19 до 23,8 л.с. /т; максимальная скорость-с 60 до 65 км/ч; разгонные характеристики- на ~10…12 %.

Всего югославская промышленность успела выпустить около сотни М84А ; в 1991 году производство танков было остановлено в связи с экономическим кризисом, сопровождавшимся гражданской войной и дальнейшим развалом страны.

ОБТ М-84А. Фото: mycity-military.com
Сравнительный внешний вид танков М-84А ( слева) и базового М-84. Можно сравнить расположение дымовых гранатометов на скулах башни.                                                                       Фото: mod.gov.rs
Фото: mycity-military.com
Установка воздухоочистителя на правой надгусеничной полке.
-43
-44

Два танка М84 были переоборудованы в командирский вариант М84К ( машина командира бригады) с дополнительными средствами связи, навигации и энергообеспечения. Однако производство этих машин по вышеизложенным причинам так и не началось. В последствии танки были приведены к исходному линейному образцу. В середине 90-х гг в командирскую машину были переоборудованы еще два танка ( один М-84 и один М-84А). При этом были введены британские радиостанции RACAL DANA YAGUAR V, сербские PUPIN TRC 9310-3A, навигационная аппаратура TELDIX ( Австрия) , дополнительный энергоагрегат , а также новые шлемофоны для экипажа. Внешне командирский танк отличался наличием дополнительного антенного ввода на крыше башни за люком наводчика.

-45

Высокие показатели огневой мощи М-84 способствовали проявлением интереса к его приобретению со стороны зарубежных заказчиков. В конце 80-х годов был пописан контракт на поставку 200 танков и 15 БРЭМ на их базе в Кувейт ( общая стоимость-более $500 млн). По вышеуказанным причинам было поставлено порядка 150 машин. Танки в комплектации для Кувейта обозначались М84AB.

Конструкция прицела DNNS-2A/ 6400 была доработана применительно к системе обозначений, применявшейся на территории страны-заказчика. Соответствующие изменения были внесены также в конструкцию баллистического вычислителя. Справа от пушки вновь появился ИК-осветитель Л-2/Л-4, что позволило повысить дальность опознавания цели до 1300…1500 при работе в активном режиме.
На всех машинах устанавливались по две радиостанции RACAL DANA JAGUAR; командирские танки М84ABK комплектовались тремя радиостанциями. В кормовой части башни по левому борту крепился металлический контейнер с катушкой телефонного кабеля. По сравнению с М84А было изменено расположение дымовых гранатометов. В передней части корпуса крепились дополнительные резинотканевые экраны, предназначенные для снижения уровня запыленности при движении танка по песчаным грунтам. Гусеницы были приспособлены для крепления съемных резиновых подушек-асфальтоходов. Часть машин оснащалась гусеницами нового образца с РМШ параллельного типа.

-46
Фото: paluba.info
На башне правее трубы ОПВТ виден контейнер с катушкой телефонного кабеля.

Танки M84AB применялись в ходе боевых действий в Персидском Заливе 1990…1991 гг , причем с обоих сторон, поскольку Ирак в ходе вторжения в Кувейт захватил несколько танков М-84 из числа проходивших испытания перед заключением контракта. Танки показали высокую надежность при эксплуатации в условиях пустыни. Служба М84АВ продолжалась до 2011 года, после чего они были отправлены на хранение. Также интересно, что с середины 90-х служить им пришлось вместе с американскими М1А2 ABRAMS, также закупленных Кувейтом.

Гусеница, приспособленная для крепления асфальтоходных подушек.                                                                Фото: slovenskavojska.si
Фото: srpskioklop.paluba.info
Танки М-84AB и M1A2 ABRAMS на выставке в Кувейте. 2011 год.

Интерес к приобретению М-84А проявляли также Ливия, Пакистан, Иран и Индия. Причем, на сравнительных испытаниях в Пакистане, югославский танк на показательных стрельбах оказался результативнее американского М1А1 ABRAMS ( по крайней мере в светлое время суток). Кстати, и в Кувейте, при проведении стрельб днем М84АВ зачастую оказывался результативнее американского танка. Но опять-таки , политический и экономический кризис в стране не позволил осуществить эти планы.

Развал Югославии нанес ощутимый удар по танкостроительной отрасли. Большое количество предприятий-поставщиков комплектующих оказалось на территории вновь образованных независимых государств ( Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Словения, Черногория). Соответственно, в зависимости от доставшихся производственных мощностей, каждая страна стала пытаться выйти с предложениями о дальнейшей модернизации танка. Головной завод по сборке М-84, напомню, находился в Хорватии, в то время как большинство предприятий-смежников- в соседних странах. Первоначально Хорватия «конфисковала» оставшиеся на заводе танки М84АB, недопоставленные Кувейту. Эти машины принимали участие в боевых действиях на территории бывшей Югославии. В дальнейшем часть танков все-таки будет изъята из подразделений хорватской армии и передана Кувейту. В 1996 году Хорватия продемонстрировала модернизированный образец , получивший обозначение M84A4 SNIPER. Данные машины оснащались автоматизированной СУО EFCS3-84L, разработанной уже упоминавшейся в предыдущих статьях компанией FOTONA из Словении. В ее состав входит, в частности новый стабилизированный прицел наводчика SCS-84, в котором были скомплексированы дневной оптический канал с 10-кратным увеличением , ночной пассивно-активный канал на основе ЭОП III поколения и усовершенствованный лазерный дальномер. Вторым характерным отличием стало применение системы предупреждения о лазерном облучении танка LIRD, датчик которой устанавливался в кормовой части башни. Все остававшиеся на вооружении танки семейства М84 ранних модификаций прошли переоборудование до уровня М84А4.

Фото: duro-dakovic.com
-53
-54
-55
-56

В последние годы существования Югославии стартовали работы по созданию на базе М84 танка нового поколения , известного как М-91 VIHOR. По сравнению с предшественником, машина должна была оснащаться усовершенствованной СУО с применением тепловизионных приборов; в боекомплект пушки входили выстрелы со снарядами повышенного могущества; корпус и башня имели улучшенную конструкцию броневой защиты. Многотопливный дизель V-46TK-1, форсированный до 1200 л.с. обеспечивал высокие показатели подвижности, не смотря на увеличившуюся боевую массу, достигшую 44…45 тонн. Для танка разрабатывался комплект навесной динамической защиты. Судя по опубликованным данным, лобовая проекция обеспечивала стойкость от БОПС на уровне 500 мм катаной гомогенной брони; от КС- 600…650мм. То есть по уровню защищенности танк примерно соответствовал советским Т-72Б/Б1 первых выпусков, но при этом корпус и башня имели улучшенный баллистический профиль с уменьшенным количеством ослабленных зон. Понятно, что большая часть наработок по новой машине досталась Хорватии.

-57

С учетом данного опыта был разработан проект нового ОБТ, получившего обозначение М-95 DEGMAN. Машина была представлена в 2003 году. 125мм пушка была доработана для запуска управляемых ракет LAHAT израильского производства , обеспечивающих поражение цели со стороны верхней полусферы. Танк оснащался новой СУО Omega-D компании FOTONA . В ее состав входят новый прицел наводчика TSGS-D, имеющий тепловизионный ночной канал на основе матрицы II поколения. На командирской башенке монтируется дистанционно управляемый боевой модуль KONGSBERG PROTECTOR RWS с 12,7мм пулеметом М2 и многоканальным прицельным комплексом. Прибор командира DNKS-2 дополнен системой COMTOS , обеспечивающей возможность дублированного управления огнем ( возможно, функциональный аналог российской системы «Дубль», применяющейся на танках Т-72Б3 и Т-80БВМ). В стабилизаторе вооружения был введен электромеханический привод горизонтального наведения. Помимо прочего, доработана конструкция автомата заряжания пушки, благодаря чему скорострельность увеличилась до 9 выстрелов в минуту. Предусмотрена установка спутниковой навигационной системы с приемником GPS, а также радиостанции VHF VRC-92 SINCGARS стандарта НАТО. На машине применялся доработанный бронекорпус танка М-91 VIHOR , а также новая сварная башня с комбинированным наполнителем типа NERA. Повышение защищенности от кинетических и кумулятивных боеприпасов достигнуто за счет установки на корпусе и башне модулей динамической защиты RRAK , разработанной израильской компанией RAFAEL ADS. По заявлениям разработчиков , по показателям прироста защиты , она не уступает советской/российской встроенной ДЗ типа «Контакт V». Отсюда опять же можно предположить, что по показателям стойкости лобовой проекции по защите от перечисленных выше типов боеприпасов танк как минимум находится на уровне российских Т-72Б и Т-90 обр. 1992 года, либо несколько превосходит их по противокумулятивной стойкости. При этом , DEGMAN опять же выглядит предпочтительней с точки зрения перекрытия модулями ДЗ корпуса и башни и, соответственно, площади ослабленных зон.

МТО DEGMAN с определенными доработками было заимствовано у танка VIHOR. Соответственно, несмотря на рост боевой массы до ~46 тонн, сохранялись приемлемые динамические характеристики. Всего было собрано не более двух опытных образцов, являвшихся, по сути, демонстраторами технологий. Была также разработана программа модернизации танков М-84 с применением отдельных систем, узлов и агрегатов от DEGMAN. В обоих случаях предложения имели главным образом экспортную направленность, применительно , в первую очередь для модернизации танков М-84АВ, находящихся на вооружении Кувейта, и в перспективе, заключения контрактов на поставку танков DEGMAN. Однако, зарубежные заказчики интереса к проекту не проявили, а самостоятельно Хорватия производить такие машины не могла. Собственно, на этом все и закончилось.

-58

Что касается Сербии ( до 2006 года- союзное государство Сербии и Черногории), то хотя на территории страны располагались только предприятия-смежники , зато в Белграде размещалась крупнейшая в стране компания в сфере экспорта и импорта вооружений и военной техники YOUGOIMPORT SDPR, а также профильные научно-исследовательские предприятия ( в частности, Военно-Технический Институт VTI). Поскольку экономика Сербии была в значительной степени подорвана войной, к работе над дальнейшим совершенствованием М-84 были привлечены российское УКБТМ и Уралвагонзавод, т.е. изначальные разработчики Т-72. Основной целью проекта, получившего обозначение М-2001 , было создание модернизированной машины, ориентированной на зарубежных заказчиков ( в первую очередь, Кувейта) с целью привлечения инвестиций для предприятий собственного ВПК, что позволило бы в перспективе модернизировать собственный танковый парк.

В июле 2004 года был представлен первый опытный образец. Танк получил обозначение М-84AB1 и по своему внешнему виду весьма походил на российский Т-90С с литой башней ( сказалось участие в проектировании УКБТМ и «Уралвагонзавода»). Танк вооружен российской 125мм пушкой 2А46М с боекомплектом 36 выстрелов. Судя по информации из сети, танк также оснащен комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Применяется ЗПУ «закрытого типа», установленная на командирской башенке и по конструкции аналогичная применяемой на российском танке Т-90. Многоканальный перископический прицел наводчика с лазерным дальномером визуально аналогичен ранним вариантам российско-белорусско-французского прицела ПНМ «Сосна-У». Тепловизионный ночной канал выполнен на основе матрицы QATHERINE-QW II или III поколения французской фирмы THALES ; заявленная дальность опознавания цели «танк» ночью составляет 3500 метров. В командирской башенке монтируется прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С с прицелом-прибором наблюдения ТКН-4С и электроблоком ( аналогичный устанавливаемому на российских Т-80У и Т-90). Кроме того, над колпаком прицела наводчика на специальной площадке монтируется дополнительный панорамный прицел командира TOMS , имеющий стабилизированное в двух плоскостях поле зрения, тепло- телевизионные каналы, собственный лазерный дальномер и обеспечивающий возможность кругового обзора местности, автоматическое сопровождение движущейся цели. Танк оснащен усовершенствованными средствами связи и навигационной аппаратурой.

Повышение защищенности достигалось за счет оснащения танка комплектом встроенной динамической защиты «Контакт V» ( схема установки аналогична применяемой на Т-90), новыми системами жизнеобеспечения ( включая системы ПАЗ и ППО), системой электромагнитной защиты от мин . Танк оснащен комплексом оптико-электронного противодействия ТШУ-2 «Штора-1» российского производства, который дополняется модулями системы предупреждения об облучении танка РЛС противника PIRS. В сети распространены параметры стойкости лобовой проекции танка на уровне 700…730мм от БОПС и 1100…1300мм — от КС. Честно, говоря, при всем уважении к создателям танка, параметры эти выглядят сомнительно. Как известно, ВДЗ «Контакт V» дает прирост стойкости от БОПС типа М829 и DM33 на 120мм, а от блочных КС- на 450…500 мм. Лобовая проекция базового M-84A имела показатели стойкости соответственно ~400 и ~500мм. Таким образом, можно видеть , что примерный рост защищенности машины должен быть куда ниже заявленных показателей ( к слову у Т-90 образца 1992 года они составляли ~720 и ~1100мм соответственно, при том что основная броня корпуса и башни была в ~1,25…1,5 раза мощнее). Тем не менее, для экспортноориентированных машин показатели защищенности были вполне приемлемы. Во всяком случае , М1А2 ABRAMS армии Кувейта имел показатели не намного лучше.

В МТО устанавливался 1000-сильный многотопливный дизель V-46-TK; более мощный двигатель в Сербии до стадии серийного производства довести не смогли. Хотя при боевой массе в 45 тонн, динамические характеристики машины были как минимум не хуже чем у российских Т-90С и Т-90А. Узлы ходовой части конструктивно аналогичны применяемым на российском танке Т-90С.

Также аналогично Т-90С, танк оснащался системой кондиционирования обитаемых отделений.

К сожалению, судьба машины была аналогична судьбе хорватского танка. Несмотря на вполне успешные испытания, в том числе, на территории потенциального заказчика, Кувейт не стал покупать М-84AB1. Сербии танк был явно не «по карману» и , хотя изготовленные машины и демонстрировались в дальнейшем на различных выставках вооружений, фактически проект был закрыт.

-59
Фото: srpskioklop.paluba.info
-61
-62
Фото: srpskioklop.paluba.info
Фото: srpskioklop.paluba.info
 Фото: yugoimport.com
Фото: yugoimport.com
-67
-68

Тем не менее, работы по совершенствованию М-84 в Сербии продолжились. В 2009 году был представлен танк М-84М, в конструкции которого были реализованы мероприятия по модернизации, предлагаемые, в основном, отечественными ( т.е. сербскими ) специалистами. Работы проводились на танкоремонтном заводе в городе Чачак. По сути — это был капитальный ремонт с элементами модернизации ( подобным образом в России появился Т-72Б3). Основными отличиями машины являлись установка на корпусе и башне контейнеров навесной ДЗ КАО- М99 сербского производства, бортовых резинотканевых экранов увеличенной площади и МТО с форсированным до 840 л. с. дизелем V-46-6. Вносились ли какие-либо изменения в конструкцию СУО- точных данных у меня нет. Были продемонстрированы два образца: один- со стандартной для Т-72/M-84 ЗПУ «открытого типа» с пулеметом НСВТ/M87; второй — с новым дистанционно-управляемым боевым модулем М16 с пулеметом аналогичного калибра. Этот же модуль демонстрировался также и на М-84АВ1.

Проект не получил поддержки со стороны государства, но работы вновь были продолжены.

-69
-70
-71
-72
-73

В 2017 году демонстрировался M-84AS1. На этой машине прицел наводчика и прибор наблюдения командира получили тепловизионные ночные каналы ( над тепловизорами велись работы еще в 80-х гг, в частности в 1989 году был создан прицел DNNS-2TI , оснащенный ночным каналом данного типа). В боекомплект пушки был введен новый выстрел с БОПС повышенного могущества PKO-TM M88. Снаряд имеет сердечник из вольфрамового сплава, увеличенный коэффициент удлинения , подкалиберный хвостовой стабилизатор и ведущее устройство катушечного типа. Начальная скорость снаряда составляет 1660м/c; заявленная бронепробиваемость- 270мм/60 град/2000 метров. Танк оснащался усовершенствованными средствами связи и навигации. Борта корпуса в зоне отделения управления усиливались тремя силовыми экранами с встроенной ДЗ по типу танка Т-90С; зона МТО, а также кормовая часть башни- дополнительными решетчатыми экранами. Машина вновь не была принята на вооружение и вновь сербские инженеры продолжили работы по ее совершенствованию.

-74
-75
-76
-77

Образец, продемонстрированный в 2020 году сохранил свое обозначение, но при этом мероприятия по модернизации носили более глубокий характер и по своей концепции были схожи с примененными на российском основном танке Т-90М. В 2021 году был представлен вариант М-84AS2. На машинах в очередной раз доработана СУО. Применяется основной прицел наводчика DNNS-2 ATK с тепловизионным ночным каналом на базе матрицы III поколения , многоканальный панорамный прицел командира TOMS II , обеспечивающий возможность кругового обзора, обновленный баллистический вычислитель с датчиками входной информации, теплотелевизионный прибор механика-водителя и система кругового видеонаблюдения. На крыше башни устанавливается новый дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7мм пулеметом; танки оснащаются современными средствами связи и навигационной системой ( GNSS), которые могут сопрягаться с ТИУС KIS M84.
Танки оснащаются комплектом динамической защиты нового поколения ERO M19, которая , судя по всему, выполнена по схеме «Гофр». Подобные по конструкции контейнеры ДЗ отрабатывались в СССР в 80-е годы, однако развития не получили. Считается, что опираясь на наработки темы «Гофр» была создана украинская кумулятивная защита «Нож». Обеспечена всеракурсная защита; значительно уменьшены площади ослабленных зон практически во всех проекциях корпуса и башни. Зона МТО и кормовая проекция усилена противокумулятивными решетками.Заявлена защита от тандемных кумулятивных боеприпасов, а также боеприпасов, атакующих со стороны верхней полусферы. Применяется новый КОЭП SOFTKILL и усовершенстованная система ППО. Насколько можно судить из информации в сети, МТО танка претерпело минимальные изменения; сохраняя 1000-сильный дизель V-46TK. Боевая масса при этом достигла 46,5…47 тонн.

Фото: mod.gov.rs
-79
Фото: mod.gov.rs
Фото: mod.gov.rs
Фото: mod.gov.rs

Что касается танка М-84AS2, то из визуальных отличий можно выделить новую конструкцию командирской башенки с улучшенной обзорностью, дистанционно управляемый боевой модуль измененной конструкции, обновленные прицельные комплексы командира и наводчика, улучшенное перекрытие модулями динамической защиты ВЛД корпуса. На некоторых машинах применяются новые гусеницы с РМШ параллельного типа.

Конструкция модуля ДЗ. В верхней части- основной элемент в медной облицовке; под ним- дополнительный элемент с удлиненным зарядом ВВ, инициирующий основной.
-84
М-84AS2. Можно обратить внимание на погон командирской башенки увеличенной высоты в котором оборудованы дополнительные смотровые приборы, а также измененную конструкцию модулей ДЗ на ВЛД корпуса, обеспечивающая лучшее ее перекрытие.

Безусловно, машины являются существенным шагом вперед и могли бы качественно улучшить ударную мощь сухопутных войск Сербии. Однако, стоимость модернизации выглядит не малой ( кстати, это относится в том числе и к выбранной конструкции ДЗ). Причем, даже если считать, что комплект ДЗ по своим характеристикам не уступает ( или даже превосходит) например, российский «Реликт», показатели стойкости лобовой проекции не обеспечат необходимых значений для защиты от современных противотанковых боеприпасов ( в первую очередь , кинетического действия) из-за слабости броневой защиты лобовой проекции базовой машины ( если только в ее конструкцию не вносились изменения, что вряд ли). В общем, насколько можно судить из информации в сети , пока модернизирована небольшая партия танков, проходящая всесторонние испытания. Что будет в дальнейшем, учитывая финансовые возможности оборонного ведомства Сербии- вопрос открытый. Интересно, что в том же 2020 году Россия передала Сербии батальонный комплект модернизированных основных танков Т-72Б1МС ( на безвозмездной основе).

Танки Т-72Б1МС , поставленные из России на учениях армии Сербии.                                                                                         Фото: mod.gov.rs
Фото: mod.gov.rs
М-84 ( справа) и его прообраз Т-72М в Военно-историческом Музее в г. Пивка ( Словения).
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии