Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Жигули «третьей» изначально должны были стать люксовой и самой интересной версией из всего семейства машин. В целом, на Волжском автозаводе понимали, что без качественной и по-настоящему удобной машины вся линейка вазовских автомобилей обречена. Только «люксы» и «премиум» версии как-то поднимают престиж и ценность машин. Даже в СССР, где личного автотранспорта просто не хватало, уже в конце 70-х было немало людей с деньгами. И при этом готовых купить ВАЗ, но не просто Жигули, а чтобы «на голову» лучше, чем у обычного автолюбителя.
Проектировщики даже нашли иностранный прототип для будущей ВАЗ-2103
Это был FIAT 125. Машина по-настоящему классная и по всем параметрам отлично подходила на роль премиум версии. Даже сейчас итальянский автомобиль выглядит очень неплохо. Кстати, польская версия Polski FIAT выглядела просто растянутыми в длину Жигулями.
Кроме внешнего лоска и классного салона у «итальянца» был отличный мотор на 90 л.с., мощный, приемистый, с двумя распредвалами, с хорошим ресурсом. А еще у 125-го была база больше, чем у наших Жигулей, почти на 10 см. Это очень много, когда речь идет о производстве.
В итоге, именно более дорогой и сложный в изготовлении мотор и другой кузов на FIAT-125 заставил производителей отказаться от проекта. Даже при самых оптимистичных раскладах получалось, что под люкс версию нужно было строить новый мини-завод. Да и цена была бы выше Волги, а это вообще в СССР могло стать проблемой. Кроме того, требованию к качеству сборки двухвальной головки были просто неподъемными. При том уровне технологий получалось очень дорого и не слишком надежно, даже если бы Волжский завод согласился бы делать FIAT-125, эти машины стали бы проблемой на долгие годы.
Что касается польской машины Polski FIAT
То это была просто выхолощенная копия «итальянца». Внешность упростили, переделали передок, переднюю панель взяли от более старых Фиатов. Ходовую часть и подвеску поляки просто скопировали. Но новый двигатель на 90 л.с. освоить не смогли. Вместо него установили Polski FIAT 125P на 60 л.с. и только на определенных сериях машин ставили более мощные моторы на 70 л.с. Оба мотора были слабее и хуже советских хотя бы потому, что это были нижневальные конструкции.
В целом, ВАЗ-2103 сделали гораздо позже полькой модели. Уже с учетом опыта постройки Polski FIAT. Руководство ВАЗ решило, что люксовую модель можно сделать и на старом кузове «копейки», заодно сэкономить огромные деньги на строительстве дополнительных мощностей. Единственное что — добавили вакуумный усилитель тормозов, и то, только для повышения уровня комфорта.
Естественно, у «тройки» был сделан новый салон. Не итальянский премиум, но тоже достаточно симпатичный, и главное, на фоне советских Жигулей выглядел полноценным люксом. Заодно сняли проблему обслуживания и унификации узлов.
Но для «тройки» нужен был новый и более мощный мотор. Чтобы поднять динамику и приемистость. Решить проблему можно было бы увеличением диаметра поршней или изменением длины шатуна. Дешевле оказалось второе. В результате получили мотор для «тройки», способный выдавать 77 л.с., и еще оставался потенциальный запас по форсированию за счет более тонких стенок цилиндров. Но это будет лишь в будущем.
А пока что ВАЗ-2103 решили отправить на экспорт, под торговой маркой Lada 1500S
В целом, решение было достаточно верное. К моменту появления на Западе «тройки» производство FIAT125 в Италии было свернуто, его заменила более дорогая и мощная 131-я модель. А в своей ценовой нише Lada 1500S приходилось конкурировать с более слабым Polski FIAT. Но польская машина была по дизайну сделана, как «итальянец», да и стоила на 10% дешевле. В общем, нужно было снижать цену, и впоследствии процесс продаж пошел, но вмешались внешние факторы, и все замерло.
В СССР «тройка» выпускалась, как обычный вариант Жигулей. Появился более мощный двигатель, но к 1984 г модель окончательно сняли с конвейера. Из-за планируемого полноценного разворачивания ВАЗ-2108 и расширения объемов более дешевой «шестой» модели. Тем не менее «тройки» котировались среди автолюбителей очень высоко. Машину активно продавали и покупали вплоть до середины 90-х, когда просто остановилась часть конвейеров завода.
Поделись видео: