Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
БТР-60 выпускался более четверти века и, несмотря на некоторые спорные решения, определил облик всех отечественных серийных бронетранспортеров вплоть до настоящего времени.
Под этим индексом на вооружение была принята машина Горьковского автозавода под внутренним обозначением ГАЗ-49. Также на право стать основным отечественным БТР на следующие два десятилетия претендовали и разработки других предприятий. О них и расскажу в этой статье.
БТР-Э152В
По состоянию на вторую половину 1950-х, когда шли работы над бронированным транспортом пехоты нового поколения, в СССР выпускались три типа БТР: колесные БТР-40 и БТР-152 на базе полноприводных грузовиков ГАЗ-63 и ЗиС-151 соответственно, а также БТР-50 на шасси плавающего танка ПТ-76.
БТР-40 был сравнительно небольшой машиной и больше подходил на роль бронеавтомобиля для разведки и выполнения вспомогательных задач, БТР-50 представлял собой скорее средство переправы через водные преграды (ради чего и создавался), а вот БТР-152 в целом подходил на роль основного бронетранспортера для мотострелковых частей.
Однако и он полностью военных не устраивал. В частности, из-за недостаточной проходимости: машина не могла преодолевать траншеи, поскольку из-за большого расстояния между передней и двумя задними осями садился на брюхо.
Чтобы решить эту проблему, конструкторы ЗиЛа разместили мосты на равном расстоянии друг от друга, за счет чего новый бронетранспортер, получивший обозначение БТР-Э152В, мог преодолевать окопы шириной до 1,3 м и рвы шириной до 2,5 м.
Проходимость выросла существенно, но не все шло как по маслу. В частности, из-за слишком большой нагрузки выходил из строя средний мост. Сначала проблема была в ШРУСах, затем, когда поворотными сделали первый и третий мосты, ломались зубья главной передачи. В общем, требовалось создавать новый мост.
Необычная схема поворота, в свою очередь, аукнулась тем, что после скорости в 40 км/ч водитель просто терял управление. Конструкторы ЗиЛа решили бы и эту проблему, но БТР-Э152В не соответствовал новому ключевому требованию Минобороны — он не плавал. Поэтому на основе имеющегося задела стартовала разработка новой машины.
ЗиЛ-153
Родство нового опытного бронетранспортера ЗиЛ-153 с БТР-Э152В выдавала только ходовая часть, в которой колеса располагались на равном расстоянии, а за поворот отвечали первая и третья пара.
Корпус получился совсем другим: полностью закрытый, водоизмещающий, с броней толщиной до 16 мм. Внутри помещалось 18 человек: мехвод, командир и 16 человек десанта (аналогичный БТР-60ПА вмещал 12). Посадка и высадка пехоты осуществлялась через люки в крыше.
Машина получила гидромеханическую Н-образную трансмиссию с пятиступенчатой КПП, гидротрансформатором и межбортовым дифференциалом, все колеса были ведущими. В движение бронетранспортер приводил бензиновый двигатель ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с.
По асфальту максимальная скорость ЗиЛ-153 составляла до 90 км/ч (запас хода 600 км), на плаву — до 10 км/ч. Движение по воде осуществлялось благодаря двум водометам. Кроме того, БТР оснащался лебедкой для самовытаскивания. Агрегаты трансмиссии и водометного движителя были частично позаимствованы у опытной амфибии ЗиЛ-135. Подвеска независимая, торсионная.
Вооружение состояло из одного пулемета СГМБ калибра 7,62 мм — до появления в начале 1960-х ПКТ это был основной пулемет винтовочного калибра на советской бронетехнике. Также в бронекорпусе имелись бойницы для стрельбы из личного оружия.
В 1959 году ЗиЛ-153 и ГАЗ-49 приняли участие в испытаниях, по итогам которых военные выбрали бронетранспортер разработки Горьковского автозавода. Именно он под индексом БТР-60 и был принят на вооружение.
Почему отказались от ЗиЛ-153, который ни в чем не уступал, а во многом и превосходил конкурента? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно, что не устроила ходовая часть с необычной схемой поворота или трансмиссия, которая у БТР-60 была более традиционной, хоть и работала с двумя двигателями и имела две коробки передач.
Больше Завод имени Лихачева бронетранспортеры для армии не строил.
До нашего времени сохранился один экземпляр ЗиЛ-153, его можно увидеть в Техническом центре парка «Патриот» в подмосковной Кубинке.
Объект 1015
Эта машина издали напоминает БТР-80, который откормился за лето у бабушки. Но к нему она, конечно, никакого отношения не имеет.
Объект 1015 был результатом совместной работы Военной академии бронетанковых и механизированных войск и Кутаисского автомобильного завода. Да, того самого, который производил по-своему легендарные «Колхиды».
1015, как и ЗиЛ-153 получил Н-образную трансмиссию с межбортовым дифференциалом. Бензиновый двигатель ЗИЛ-Э129 мощностью на 180 л.с. разгонял машину по шоссе до 90 км/ч. Ведущими были все колеса, за поворот отвечали передние две пары. Передвижение по воде со скоростью до 10,6 км/ч обеспечивали два водомета, построенные на основе агрегатов от ПТ-76.
Внутри закрытого со всех сторон бронекорпуса помещался 21 человек (!): мехвод, командир и 19 пехотинцев (один из них исполнял обязанности стрелка башенной установки). При всем при этом масса объекта 1015 не составляла 9,8 тонны, то есть примерно столько же, сколько аналогичный и более поздний БТР-60ПА, вмещавший только 12 человек.
Посадка и высадка десанта осуществлялась через большие люки на крыше. В открытом виде они обеспечивали дополнительную защиту наклонных бортов. Вооружение составляло один пулемет СГБМ в миниатюрной башне. Со временем планировалось заменить ее на что-то более серьезное.
Первый опытный экземпляр объекта 1015 был готов в 1958 году. Последовавшие испытания продемонстрировали, что необходимы существенные доработки, в том числе из-за низкой надежности ряда агрегатов. В результате была создана фактически новая машина — объект 1015Б.
Внешне главным отличием стала общая «полка» на колесами вместо индивидуальных колесных арок. Но на самом деле корпус был переделан более серьезно, например, изменились углы наклона бортовых листов, за счет чего удалось повысить защищенность. При этом максимальная толщина брони осталась без изменений — 10 мм.
Изменениям также подверглись компоновка десантного отделения и люки, через которые осуществлялась посадка и высадка. Спереди и сзади башни разместили по две пары люков, еще по одному люку меньшего размера расположили в центре наклонной части бортов. Интересно, что большие люки не просто откидывались, а могли фиксироваться в вертикальном положении, что обеспечивало дополнительную защиту при спешивании под огнем противника.
Изменениям подверглась и подвеска. На первой модификации первые две пары колес имели рычажную подвеску с пружинами и гидропневматическими амортизаторами. Нагрузка на задние мосты гасилась за счет сочетания торсионов и пружин.
В объекте 1015Б на передних мостах заменили амортизаторы, что позволило улучшить плавность хода.
Два опытных объекта 1015Б вышли на испытания в 1960 году и в целом подтвердили заявленные характеристики. Однако шансов пойти в серию у них практически не было, поскольку годом ранее уже был принят на вооружение БТР-60П.
До наших дней ни один из 1015-х не дожил: все разобрали еще в 1960-х для использования агрегатов в следующих опытных шасси КАЗа. К слову, ни одно из них так и не приняли на вооружение.
Лучше ГАЗ-49? (БТР-60)
Из прочитанного выше можно сделать вывод, что решение о принятии на вооружение бронетранспортера от ГАЗа приняли какие-то вредители, проигнорировавшие более совершенные разработки.
Однако не все так просто. Когда принимается решение о серийном производстве техники, учитывается множество факторов. Например, сама возможность такого выпуска и его стоимость. ГАЗ-49 хоть и имел два двигателя и две КПП, все равно был проще конкурентов за счет использования хоть и довольно громоздкой, но при этом более традиционной трансмиссии.
Также возникает вопрос производства. И если в возможностях ЗиЛа не приходится сомневаться, то знаменитый на весь Союз своим ужасным качеством КАЗ к производству военной техники подпускать явно не следовало.
Каких-то решительных преимуществ ни у ЗиЛ-153, ну и объектов 1015/1015Б по сравнению с ГАЗ-49 я не обнаружил. А если нет разницы, зачем платить больше?
Кроме того, не могу не отметить, что главный недостаток БТР-60 ни один из альтернативных проектов не решал: посадка и высадка десанта осуществлялась через люки в крыше, в результате чего спешивание под огнем противника неминуемо вело бы к серьезным потерям.
Только спустя 20 с лишним лет, на БТР-80 появятся боковые люки, через которые можно относительно нормально спешится. И то, если делать это при движении, есть риск попасть под колесо.
Мне могут возразить, что БТР должен просто доставить десант к указанной точке, а не идти в бой. Но так, к сожалению, не бывает: машина может вступить в бой в любой момент, а противник не будет ждать, пока все вылезут через крышу. А еще отмечу, что в отечественных боевых уставах между БТР и БМП не делается, поэтому бронетранспортер не просто «маршрутка», доставляющая на поле боя, но и боевая единица, поддерживающая пехоту в наступлении.
Поделись видео:


