Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Среди большого семейства танков Т-34 выделяют несколько самых эффективных модификаций, и Т-34-85 – одна из них. Некоторые даже её называют лучшей версией самого массового танка СССР. Действительно, в этой модификации появилось много нового: эффективность танка, его вооружение, бронирование и многое другое стало гораздо лучше, и он превратился, можно сказать, во взрослую модель. Даже по сравнению с официально несуществующим Т-34-76.
Как всё начиналось
К началу Великой Отечественной войны у Красной армии уже были танки, причём достаточно много. Правда, они были морально устаревшими и не соответствовали тем задачам, которые приходилось выполнять на поле боя, как того требовала война нового типа. Танковые баталии стремительно превращались в динамичные и высокотехнологичные по меркам того времени столкновения, где всё решала не только броня, но и скорость, манёвренность, огневая мощь и взаимодействие с другими родами войск. А вот с этим у советских танковых соединений тогда было не всё гладко.
В теории всё выглядело обнадёживающе: в строю стояли лёгкие БТ и Т-26, были и более современные машины вроде КВ-1 и КВ-2. Но на практике — множество проблем. Т-26 устарел ещё до начала войны, БТ были слишком слабы в защите, а тяжёлые КВ страдали от низкой надёжности и чрезмерной массы, из-за чего часто застревали или ломались. В итоге броня Красной армии в 1941-м больше напоминала коллекцию противоречий, чем единый щит. Эта ситуация заставила срочно искать решения. Ставка на универсальность оказалась не просто удачной — она определила ход всей последующей работы советских конструкторов. Так на сцену и вышел Т-34 — танк, который за короткое время сумел изменить сам подход к бронетехнике. Но чтобы понять, как появилась его самая успешная версия, нужно сперва разобраться, каким он был в самом начале.
Модификации и эволюция на ходу
Первые Т-34, поступившие в войска в 1940 году, были совсем не безупречными. Их экипажи жаловались на плохую обзорность, неудобную трансмиссию и тесную башню. Зато у них было то, чего раньше не хватало: наклонная броня, мощное вооружение и высокая подвижность. Инженеры взяли лучшее от БТ-серии, усилили корпус и поставили 76-мм пушку. Так появился танк, который вроде бы подходил для всего, но на деле оказался ещё «сыроват».
С началом войны конструкцию стали постоянно дорабатывать. Появились модификации с разными индексами, в которых устраняли «детские болезни» и адаптировали машину под новые задачи. Например, в 1941 году выпускался Т-34 с пушкой Ф-34, с немного иной формой башни и усиленной бронёй. В 1942-м начали ставить литые башни, упростили производственный процесс. В 1943-м появился Т-34 с улучшенной вентиляцией, усиленным бронированием лобовой части корпуса и новыми прицелами. Кроме того, значительно улучшилось качество сборки: на смену сварным корпусам, подверженным трещинам при обстреле, всё чаще приходили более прочные литые детали.
Несмотря на усовершенствования, проблемы не исчезали. Внутри танка было тесно, особенно в башне, где командиру приходилось одновременно выполнять функции наводчика. Это снижало эффективность в бою. Прицелы оставляли желать лучшего, а механика трансмиссии была грубой, что мешало вести бой на равных с более современными машинами противника. Всё это подтолкнуло инженеров к идее переработки башни, улучшения системы управления и обзора, но в пределах конструкции Т-34 это было сделать трудно. И всё же даже в таком виде танк оставался грозной силой — благодаря сочетанию подвижности и мощности.
Любопытно, что среди всех модификаций не числилась Т-34-76. По крайней мере, официально на заводе. Этот неформальный индекс появился уже в послевоенные годы. Так начали называть все ранние версии (невзирая на разницу между ними), вооружённые 76-мм пушкой, чтобы отличать их от более поздней модификации — Т-34-85. Получилось удобно: одно простое обозначение для всех ранних вариантов. И хотя между ними были заметные отличия, объединяло их то, что к середине войны они начали уступать. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» имели более мощную броню и пушки, и 76-й калибр уже не справлялся. Этот неофициальный термин прижился в обиходе, поскольку отражал важный этап в истории танка. Впрочем, танк всё ещё требовал серьёзной доработки, и инженеры усиленно готовили очередное обновление. Оно должно было быть довольно масштабным, а запланированная модификация Т-34-85 обещала стать знаковой для всей линейки. Впрочем, так и произошло. Обновлённая версия сильно отличалась от всего, что уже было выпущено, даже от неофициальной 76-й.
Т-34-85: другой уровень
Когда на фронте появились тяжёлые немецкие танки с толстой бронёй и мощными орудиями, советские Т-34 оказались в затруднительном положении. Экипажи замечали, что лобовая броня «Тигра» держит удар с привычных дистанций, а сама машина способна пробить Т-34 почти с любой стороны. Стало ясно, что нужна не просто новая пушка, а полный пересмотр концепции. Так началась работа над Т-34-85, который внешне напоминал своего предшественника, но на деле был куда серьёзнее. Главным изменением стала новая пушка — 85-миллиметровая ЗиС-С-53. Это орудие было заметно мощнее, чем прежние варианты, и дало экипажу возможность уверенно бороться с тяжёлыми танками противника. Но пушка — только вершина айсберга. Башня теперь вмещала трёх человек: наводчика, командира и заряжающего. Это позволило командиру сосредоточиться на управлении танком и наблюдении за полем боя, а не разрываться между функциями. Увеличение экипажа до пяти человек улучшило боевую эффективность машины и снизило нагрузку на каждого участника экипажа.
Корпус тоже доработали: усилили броню, особенно в лобовой части, а башню сделали литой, просторной и с лучшими приборами наблюдения. Увеличилась и масса, но благодаря модернизированному двигателю танк сохранил хорошую подвижность. Усовершенствовали ходовую часть — были применены усиленные торсионы и новые катки, что повысило надёжность при длительной эксплуатации. На танке появились приборы ночного видения, а радиосвязь стала штатной для всех машин, что позволило лучше координировать действия на поле боя. На заводах производство новой модели быстро наладили, так как она сохранила преемственность с прежними версиями. Это позволило не тратить время на перестройку всей технологической цепочки. К 1944 году Т-34-85 уже массово шли на фронт. И хотя немецкие танки всё ещё имели своё преимущество в ряде аспектов, новая модификация позволила выровнять баланс и снова вернуть инициативу в боях. Особенно ярко танк проявил себя в уличных боях и в наступательных операциях, где нужна была высокая мобильность в сочетании с достаточной огневой мощью.
Танк Т-34-85 для своего времени был идеальной техникой. Он был достаточно быстрым, сравнительно хорошо вооружённым, более или менее простым в производстве, с приемлемой защитой и оснащением. То есть это целая череда хорошо выверенных компромиссов – прообраз современного танка, адаптированного под новые реалии войны с учётом реального боевого опыта. Именно поэтому сегодня его и считают одной из самых удачных версий.
Поделись видео: