Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Единственный советский автобус, который реально мог претендовать на звание «народного».
Кроме легендарного «Пазика» (ПАЗ-672), ЛиАЗ 677 — второй автобус, который заслужил народное признание и собственное имя. Практически никто из пассажиров не знал, где и кто производит «ЛиАЗ», что это за машина, но для всех он был незаменимым и очень выносливым «Лиазом».
Городской автобус начали делать в середине 60-х
Как только Хрущев объявил о развитии городского транспорта. Машина получилась довольно специфическая, ездила небыстро, кабина водителя была отделена от салона стеклянной перегородкой, с автоматически открывающимися дверями и характерным звуком во время движения.
Многие считали, что это было «звуковое сопровождение» было сделано специально, чтобы пассажиры, те, кто не успел дойти до автобусной остановки, слышали о приближении автобуса и быстренько добирались до места посадки.
Некоторые утверждали, что это у автобуса звенит подвеска и детали трансмиссии. Как бы там ни было, но характерный бутылочный дребезг иногда сильно выручал опаздывающих. Тем более, что в советское время редко какой городской автобус ходил по графику.
Хорош или плох был ЛиАЗ 677?
Во времена и ругали, и хвалили автобус одновременно. Ругали за медленность и постоянные опоздания. Хвалили за комфорт. Настоящую ценность городской машины поняли только с исчезновением «Лиазов» и появлением на маршрутах «Газелей» и прочих микроавтобусов.
Только тогда стало понятным, что ЛиАЗ 677 – действительно был настоящей находкой для городского транспорта.
Салон автобуса был рассчитан на 110 пассажиров. Сидений немного, но хватало. Большинство предпочитало стоять, так проще было пройти к выходу перед своей остановкой. Салон был сделан просто, но очень грамотно. Два ряда поручней, ручки на сидениях, хорошая вентиляция.
Даже летом, в набитом битком пассажирами пространстве никто не жаловался. Тесновато, но терпимо. А вот водителю доставалось, в его «кабинете» более-менее сносные условия были лишь осенью-весной. Летом температура подскакивала до 40оС, а зимой дуло холодным воздухом изо всех щелей.
Еще у ЛиАЗ 677 была очень неплохо продумана система посадки в салон через задние двери
Огромная просторная задняя площадка давала возможность погрузить просто запредельное количество чемоданов и сумок, а еще детскую коляску или новый телевизор в коробке. Причем никто плату за провоз негабарита не брал.
Двигатель у ЛиАЗ 677 был от ЗИЛ-130, если кто сталкивался, то знает, насколько выносливым был зиловский мотор. А самое главное, трансмиссия у «Лиаза» была автоматическая с гидротрансформатором. Благодаря ей городской автобус, груженый двойным комплектом пассажиров, взбирался на самые крутые горки.
Поднимался со скоростью пешехода, но никогда не подводил. Управление автобусом было самым простым, две педали, селектор коробки на три положения: «А» — автомат, «Н» -нейтраль, «ЗХ» — задний ход. Руль с гидроусилителем. Нужно было лишь аккуратно выворачивать на полосу движения во время выезда с остановки.
Кстати, ЛиАЗ 677 получился довольно длинным
Поэтому выезд всегда требовал от водителя в некоторых случаях «кошачьей ловкости». Местные таксисты и простые водители уважали «Лиазы» и всегда уступали дорогу.
Если кто и влез перед машиной, то наверняка какой-нибудь «мажор» на новенькой «тройке» или перепуганный житель ближайшей деревни на «Москвиче». Поэтому расслабляться за рулем было нельзя.
Конструкция ЛиАЗ 677 была на удивление прогрессивной. Отличный обзор с водительского места, отличное остекление салона и кабины, задний мост — от «Икаруса», очень тихий и довольно надежный. Передний мост поставили прямо под водительским местом, так что маневрировать на автобусе было несложно.
Коробка-автомат выдерживала даже жару под 30. Удивительно вообще, как этот агрегат был способен работать в таких условиях. При том, что масло просто доливали, причем какое было под рукой, о промывке не было и речи.
И, конечно, пневмоподвеска. Интересно, что многие пассажиры поняли, что всю жизнь ездили на «пневмо» только с появлением китайских автобусов. Как тогда говорили многие пассажиры: «вроде и ехал, а ноги «ноют», как будто пешком прошел весь маршрут».
Поделись видео: