Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня вертолеты уже никого не удивляют, однако еще не так давно по историческим меркам, эти машины были настоящим чудом технологии. Сложно поверить, но ведь вертолет – это еще и один из самых молодых видов транспорта. Активное развитие этой области авиастроения началось только после окончания Второй мировой войны. Именно тогда на свет стали появляться первые серийные образцы винтокрылой техники.
В 1948 году свой первый полет совершил первый советский вертолет Ми-1. В эксплуатации многоцелевая машина продержалась вплоть до 1983 года. Однако, несмотря на это, перевозить хоть сколь-нибудь серьезные грузы Ми-1 не мог, так как был совсем небольшим и откровенно маломощным. Работы по созданию первой транспортной машины начались в СССР незамедлительно и уже в 1952 году в небо впервые поднялся первый советский военно-транспортный вертолет Ми-4, способный осуществлять транспортировку грузов до 1.6 тонн. Однако, если ОКБ Миля работало преимущественно с классической компоновкой, то ОКБ Яковлева была поручена другая задача.
Очевидно, что грузоподъемности мало не бывает. А потому, решением Совета Министров бюро Яковлева была поставлена задача по исследованию возможностей продольной схемы. Работа эта считалась перспективной по двум причинам. Во-первых, на момент 1951 года в СССР уже были некоторые наработки в этой области. Во-вторых, информация об эффективности продольной схемы доходила из-за океана, так в 1951 году аналогичный опытный аппарат показали в США. Поэтому в октябре 1951 года в ОКБ Яковлева была организована конструкторская группа. Уже спустя два месяца инженерный коллектив продемонстрировал комиссии под руководством маршала авиации Н.С. Скрипко макет и эскиз нового 24-местного вертолета продольной схемы с двигателями АШ-82.
Проект развивался исключительно динамично, в том числе и благодаря успехам коллег из ОКБ Миля, которые к тому моменту уже создали свой Ми-4. Новый Як-24 заимствовал от милевской машины не только двигатель АШ-82В, но также и всю несущую систему (редукторы и лопасти). Наконец, в начале 1952 года в Ленинграде началась сборка прототипов первых советских «продольников». К этому моменту главным конструктором проекта стал И.А. Эрлих. Всего было собрано 4 вертолета. Два из них оставили в Ленинграде для заводских испытаний. Еще два отправили по железной дороге в столицу для проведения летных тестов. Впервые от земли «двадцать четвёртый» оторвался в середине лета 1952 года. Управлялся машиной летчик-испытатель Бровцев. В общей сложности на двух «московских» прототипах было выполнено свыше 140 полетов. Государственные испытания новинки шли с большим скрипом.
Як-24 оказался машиной своенравной и не слишком успешной. Конструкторский коллектив и летчики-испытатели вскрыли большое количество недостатков, в частности мощнейшую вибрацию по всему борту при наборе высоты и скорости. Были у вертолётов и другие проблемы с надежностью, пожарной безопасностью, ресурсов. Два из четырех опытных Як-24 похоронили прямо на испытаниях: один сгорел, дугой разбился, упав с высоты 8-10 метров. К счастью, никто при этом серьезно не пострадал. И все же после доработки в 1955 году было принято решение о начале серийного производства. Правда тираж Як-24 оказался совсем не больших. Так как проблемы с конструкцией, так и не были устранены до конца, производили советские «продольники» всего два года с 1956 по 1958. За это время было собрано всего 40 машин.
При этом было бы ошибкой думать, что Як-24 оказался бесполезной разработкой. Во-первых, советской промышленностью был получен ценный опыт. Во-вторых, вертолет, пускай, и в первом приближении до ума довести все-таки смогли и для своего времени он безусловно стал важной вехой в развитии отечественного вертолетостроения. Тем более, что после доводки Як-24 даже превзошел изначально заявленные в техническом задании требования. Вертолет мог поднять в небо до 30 пассажиров или до 3 тонн груза. Несмотря на сохранившиеся проблемы с вибрацией и надежностью, ни одной аварии с человеческими жертвами в карьере не произошло. Наконец, еще в 1955 году наш вертолёт умудрился дважды стать мировым рекордсменом! Сначала – подняв 4-тонный груз на высоту в 2 902 метра. Затем – 2-тонный на высоту в 5 082 метра.