Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Еще до начала Великой Отечественной советское танкостроение отчаянно нуждалось в по-настоящему шустром танке, и в какой-то момент, как, собственно, это обычно бывает, помощь пришла откуда не ждали — из-за океана…
Да, да, да, мало кто знает, что в основе легендарного «летающего» БТ-2 лежит именно американская разработка. Но что же такого было в этом танке, что тот умудрялся так шустро передвигаться? И самое главное — почему именно США решились помочь своему советскому коллеге? Ответами на эти и другие, не менее интересные вопросы, мы как раз и займемся в моем сегодняшнем материале.
Так что устраивайтесь поудобнее — мы начинаем!
К началу 1930-х годов прошло не так уж много времени с появления танков на поле боя. Теоретики все еще обобщали опыт Первой мировой, параллельно с этим планируя будущее использование данного вида техники, который все еще был в новинку. Разумеется, в новоиспеченном Советском Союзе также не отставали от мировых тенденций и разрабатывали собственные концепции применения танков в грядущих конфликтах. По мнению советских военных аналитиков, Красная армия должна была иметь три типа танков: для сопровождения пехоты, для прорыва линии обороны и для глубоких вклинений в тылы противника.
В первом случае концепция вылилась в появление танка Т-26 — легкого, неторопливого, оснащенного вполне пристойной по тем временам 45-мм пушкой. Для прорыва предполагалась многобашенная бронемашина, способная подавлять огневые точки противника массированной стрельбой из нескольких орудий и пулеметов. Так появились танки Т-28, а впоследствии пятибашенные Т-35.
А вот что касается танка третьего типа, то тут нужно было немножко подумать… Ведь данная машина должна была вмещать достаточно мощное вооружение, отличаться высокой скоростью хода и способностью далеко передвигаться на одной заправке. Подобного в СССР не было, зато нашлось в далеком США (неожиданно, правда?). Там компания U.S. Wheel Track Layer Corporation разработала колесно-гусеничный прототип танка, обладающего характеристиками, вполне удовлетворяющими советскую сторону.
Отмечу, что на тот момент времени эта диковинная для сегодняшнего дня бронетехника была одной из лучших в мире!
Данная машина под именем «танк Кристи» в количестве двух единиц была приобретена с правом собственного дальнейшего производства в СССР. Впрочем, машина инженера Кристи, являясь действительно сплавом передовых технологий на период 1931 года, на самом деле полноценным танком не была. Она представляла собой только танковое шасси, абсолютно лишенное башни и вооружения.
Советским инженерам пришлось «немного» потрудиться, чтобы из него создать полноценный боевой танк.
Во-первых, требовалось разработать башню, в которой должны были разместиться пушка и пулемет. Сама ходовая часть требовала доработки, хотя и имела потрясающие для своего времени скоростные характеристики. В колесном варианте скорость превышала 70 км/ч, а в гусеничном — танк развивал максимальную скорость 62 км/ч. Однако ряд конструктивных недостатков требовал их исправления. Этим тоже занялись советские инженеры из московского КБ-3 ВОАО, а также Харьковского паровозостроительного завода под руководством соответственно С. А. Гинзбурга и Н. М. Тоскина.
Проблема в вооружении машины заключалась в том, что орудия для него еще не было. Предполагалось установить в БТ-2, а именно так решено было назвать создаваемую бронированную машину, 37-мм пушку Б-3. Однако завод, которому поручено было их изготавливать, сорвал сроки производства.
Довелось буквально на ходу менять планы, и вместо запланированной Б-3 монтировать в башню танка пушку Гочкиса аналогичного калибра. Но даже этих пушек было недостаточно, поэтому танкостроителям пришлось пойти на вынужденную переделку БТ-2 в чисто пулеметную версию…
В дальнейшем проблема разрешилась с появлением 45-мм пушки 20-К, разработанной для легкого танка Т-26. Без лишних размышлений харьковчане приспособили башню от Т-26 на шасси БТ. В итоге появилась вполне удачная боевая машина с приличными по тем временам вооружением и скоростными характеристиками. Она получила индекс БТ-5 и пошла в серию с 1933 года.
По мере роста производства новых башен возникла необходимость в переделке пулеметных версий БТ-2 в пушечно-пулеметные. С 1939 года БТ-2 начали модернизировать, устанавливая на них новые башни, доводя, таким образом, почти все советские танки до варианта БТ-5.
Однако до 1941 года некоторая часть машин так и не успела пройти модернизацию и в сражения вступила в прежнем пулеметном виде, что никак не отвечало реалиям современных боевых действий. Примечательно, что в 1942 году в Ленинграде уцелевшие танки БТ-2, как пушечные, так и пулеметные версии, начали переделывать.
С них снимали старые башни и ставили новые с 45-мм пушками, доводя машины до уровня БТ-5. Снятые же башни с пулеметами внутри отправлялись на передовые позиции для установки в укрепрайонах.
Интересно сложилась ситуация с моторами для БТ-2. На первых порах для танков закупали в США развивавшие мощность до 400 л.с. самолетные двигатели Liberty L-12. Для сравнения: двигатель танка Т-26, сопоставимого по массе с БТ-2, даже после модернизации развивал мощность чуть более 100 л.с. Впоследствии на них стали монтировать адаптированные под установку на танк самолетные двигатели советского производства М-5. Правда, «американцы» отличались более высокой надежностью и моторесурсом.
Возникает вопрос, почему же инженеры шли на такое усложнение конструкции машины, делая ее в колесно-гусеничном варианте. Дело в том, что уровень технологий того периода не позволял создавать траки, способные выдерживать длительные нагрузки. Через одну тысячу километров пробега танковые гусеницы изнашивались до предела. Наличие колесного варианта позволяло хоть немного, но все же продлить срок работы гусениц. Ведь период перевода танка с колес на гусеницы и обратно занимал не так много времени, осуществляясь силами самого экипажа.
Говоря о танках БТ, стоит упомянуть и об их дальнейших модификациях. То, что существовали версии чисто пулеметные, предназначенные исключительно для сопровождения пехоты, и пушечно-пулеметные (с пушкой Гочкиса и Б-3 калибра 37 мм, а также 45-мм К-20), известно. Но ведь на московском заводе «Красный Пролетарий» создали еще и проект самоходной артиллерийской установки СУ-1. По задумке конструкторов, на ходовую часть БТ-2 предлагалось установить 76-мм полковую пушку. Однако проект в производство не пошел, а артиллерийские самоходные установки советским конструкторам пришлось наскоро разрабатывать уже в ходе Великой Отечественной.
Самому же БТ-2 и его дальнейшим модификациям в глубоких прорывах в тылы противника участвовать не довелось. Этим занимались уже другие машины, более мощные и неприхотливые. Тем не менее, повоевать танку довелось изрядно, ведь практически все конфликты — от Испании до боев на Дальнем Востоке и начальный период Великой Отечественной — проходили с участием именно этой советской легенды.
Такой вот «летающий танк» когда-то был на вооружении несокрушимой советской Красной армии — танк, который помог затормозить вероломного немца, танк, ставший прародителем других, куда более известных советских легенд. Считаю, что БТ-2 и его последующие модификации точно заслуживают нашего с вами лайка. Ставьте палец вверх, если вам понравилась моя сегодняшняя статья и вы считаете так же. Не забывайте подписаться на канал, чтобы не упустить моих следующих рассказов о не менее любопытной советской технике.