Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

Среди множества грандиозных военных инициатив Советского Союза есть и такие, которые остались лишь на бумаге. Одним из таких проектов является летающая подводная лодка (ЛПЛ), которая в конечном итоге была отклонена комиссией как неэффективное средство вооружения.
Против физики
Интересно, что концепция этого необычного устройства принадлежала не известному конструктору, а студенту Высшего морского инженерного института в Ленинграде Борису Ушакову. Как указывает историк авиации Геннадий Петров, с 1934 года молодой инженер потратил три года на разработку фантастического «гибрида» — подводной лодки, способной взлетать.
В основу был положен трехмоторный гидросамолет с поплавками и перископом. Первый вариант проекта в 1937 году был отклонен Научно-исследовательским военным комитетом (НИВК) из-за ошибок в расчетах. Тем не менее, Ушаков продолжил работу и к 1938 году представил усовершенствованный цельнометаллический вариант. Согласно расчетам, его творение могло развивать скорость до 100 узлов (примерно 185 км/ч), а под водой — до 3 узлов (5,5 км/ч).
Техническое чудо
Предполагалось, что ЛПЛ станет уникальным охотником на вражеские корабли. Она должна была обнаруживать судно с воздуха, приводниться, погружаться и, скрывшись на глубине, производить внезапную торпедную атаку. Такой аппарат мог использоваться как для разведки, так и в качестве ударной силы, особенно в составе группы.
Конструкция оказалась достаточно сложной и оригинальной для своего времени. Легкий дюралюминиевый корпус и поплавки были дополнены прочными стальными крыльями. Внутри корпус делился на шесть отсеков: жилой, три для авиамоторов, один для аккумуляторов и один для 10-сильного гребного электромотора. Топливные баки изготавливались из резины, что позволяло им сжиматься при погружении без повреждений.
Экипаж ЛПЛ состоял из трех человек. Масса — 15 тонн, дальность полета — 800 км, потолок высоты — 2500 м, глубина погружения — до 45 м. Под водой лодка могла пройти около 10 км и оставаться в автономном режиме до 48 часов. Вооружение включало две торпеды и два спаренных пулемета.
Решение комиссии
Несмотря на то, что проект казался вполне жизнеспособным, он в конечном итоге был закрыт. Военные эксперты НИВКа указали на главный недостаток: крайне низкую маневренность под водой. Если бы ЛПЛ обнаружила корабль, ей пришлось бы заранее предугадывать его курс для удара. Противник, заметив самолет-разведчик, мог легко изменить маршрут, что делало торпедную атаку неэффективной. Фактически, аппарат не мог успешно выполнять свою основную задачу.
Идея объединить подводную лодку и летательный аппарат в 1930-е годы была достаточно популярна. Почти параллельно авиаконструктор Илья Четвериков разработал СПЛ-1 — небольшой деревянно-фанерный гидросамолет, который в разобранном виде транспортировался на подводной лодке и собирался за 5 минут после всплытия. Но и его не приняли на вооружение: ангар для самолета значительно увеличивал вес лодки, ухудшая ее ходовые характеристики.
Позже, с середины 1940-х годов, аналогичные двухсредные аппараты пытались создать и в США, но все прототипы были признаны неудачными. Они неизменно оказывались «ни рыбой, ни птицей» — неэффективными ни в воздухе, ни под водой. В серийное производство в итоге пошли лишь амфибии и экранопланы, такие как российский «Орион-20», предназначенные для коротких перелетов и перемещения по суше.
Источник: russian7.ru
Поделись видео:
