Loading...
Лазерный дальномер на "Урале" - новости Подоляка

Лазерный дальномер на «Урале»

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Лазерный дальномер на "Урале"

Как уже сообщалось, лазерный прицел- дальномер ТПД-К1 вошел в штатную комплектацию танков Т-72 «Урал» в 1977 году, а с июля 1978-го им оснащались все машины , поступавшие на вооружение Советской Армии. Тоже самое касается башни с наполнителем в виде песчаных стержней ( черт. 172.10. 073сб). Однако, во время перехода на производство новой башни , прицел ТПД-К1 мог устанавливаться в штатные башни из заводского задела, либо в ранее выпущенные танки со штатными башнями при проведении капитального ремонта последних. При этом входное окно оптического дальномера ТПД-2-49 закрывалось съемной броневой заглушкой, что придавало танку характерный внешний вид. Интересно, что в тематической справочной литературе и даже в частях, эксплуатирующих данные машины, танки зачастую обозначались , как » Т-72А самых первых выпусков » или что-то в этом роде.

-2

Появление серии книг Корпорации «Уралвагонзавод», посвященной истории создания и совершенствования танка Т-72, вызвали вполне обоснованные сомнения в принадлежности рассматриваемых машин к модификации Т-72А. В Республике Беларусь находится как минимум две машины в интересующем исполнении, поэтому мы решили их осмотреть , тем более оба места , в которых они находились, мы планировали посетить. К сожалению, определенные коррективы в эти планы внесла погода, хорошая , но очень солнечная, поэтому подробный фотообзор сделать не удалось. Однако, необходимые сведения были получены. Итак, первый танк находится на территории Историко-культурного комплекса «Линия Сталина», расположенного рядом с аэрогородком Лошаны Минского Района ( для любителей истории Великой Отечественной Войны- место что надо, но есть и послевоенная техника). Судя по серийному номеру, машина собрана на Уралвагонзаводе в мае 1978 года, а в дальнейшем прошла как минимум два капремонта, причем крайний- в 1990 году. Из характерных внешних отличий можно выделить следующие:

  • наличие дополнительного ящика ЗИП на левом борту башни, как на машинах с надбоем, хотя последний отсутствует;
  • бортовые экраны и передние резинотканевые откидные щитки от танка Т-72Б обр.1989 года ( с встроенной ДЗ)- установлены толи в ходе войсковой эксплуатации, толи результат работы музейных реставраторов;
  • на картерах БКП кормового листа корпуса видны характерные следы от установки отбойников, предотвращающих сход гусеницы в сторону борта- такие вообще устанавливались на танках Т-72Б со второй половины 80-х.

Для экспоната , демонстрирующегося под открытым небом ( как минимум последние 7 лет), танк имеет неплохой внешний вид , причем сохранился как собственно прицел-дальномер ТПД-К1, так и внешние светлтехнические приборы и часть приборов наблюдения.

-3
-4
Входное окно ТПД-К1 .
Входное окно ТПД-К1 .
-6
-7
Хорошо видны крепления для монтажа экранов встроенной ДЗ поверх штатных резинотканевых. Вторая секция слева- от танков с навесной ДЗ. Опорные катки раннего и позднего образца в перемешку.
Хорошо видны крепления для монтажа экранов встроенной ДЗ поверх штатных резинотканевых. Вторая секция слева- от танков с навесной ДЗ. Опорные катки раннего и позднего образца в перемешку.
-9
-10
-11
-12
Дополнительный ящик ЗИП на левом борту бвшни.
Дополнительный ящик ЗИП на левом борту бвшни.
-14
Следы приварки отбойников на картерах БКП  кормового листа корпуса...
Следы приварки отбойников на картерах БКП кормового листа корпуса…
...и сами отбойники на Т-72Б.
…и сами отбойники на Т-72Б.
Передний резинотканевый грязевой щиток.
Передний резинотканевый грязевой щиток.

Второй танчик находится на территории Мемориала «Аллея мужества и отваги» в городе Несвиж Минской Области. На момент установки в 2018 году машина имела отличный сохран, однако сейчас он оставляет желать лучшего, к тому же входные окна прицела и приборов наблюдения основательно залиты краской. Судя по серийнику, машина собрана на Уралвагонзаводе в феврале 1978 года, а крайний капремонт проходила в 1989 году. Каких- либо отличительных особенностей во внешнем виде я не нашел. В обоих случаях на пояснительных табличках танки обозначены как Т-72А.

Т-72 в Несвиже в момент установки . Май 2018 года. Секции бортовых экранов приспособлены для установки навесной ДЗ "Контакт".  Фото: nesvizh-news.by
Т-72 в Несвиже в момент установки . Май 2018 года. Секции бортовых экранов приспособлены для установки навесной ДЗ «Контакт». Фото: nesvizh-news.by
Он же спустя семь лет.
Он же спустя семь лет.
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27

Добавлю, что часть машин в ходе капитальных ремонтов доводилась до уровня Т-72АВ , включая установку дополнительной бронеплиты на ВЛД , надбоя и полного комплекта навесной ДЗ «Контакт». При этом , переоборудование танки проходили в том числе на Львовском и Харьковском БТРЗ, то есть после развала СССР оказались в ВСУ.

-28
-29

Таким образом, рассмотренные машины вряд ли можно отнести к Т-72А первых выпусков, поскольку последний был принят на вооружение только в июне 1979 года, то есть обязательно должен был оснащаться новой башней с наполнителем. Хотя неизвестно, как танки обозначаются в войсковых документах, учитывая уровень проведенных доработок.

Судя по опубликованным фото, машины существовали в далеко не единичных экземплярах , достаточно активно эксплуатировались в войсках и даже поставлялись за рубеж.

-30
-31

Говоря о Т-72 с ТПД-К1 , нельзя не упомянуть об экспонате Технического Музея в городе Тольятти. Танчик выпущен также на Уралвагонзаводе в феврале 1977 года. Его отличительной особенностью является то, что шахта дальномера полностью удалена, о чем свидетельствует характерный сворной шов поперек крыши башни. Других образцов с подобными доработками автору не известно.

Фото: Константин Попов / https://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_tank_10.htm#ancor8
Фото: Константин Попов / https://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_tank_10.htm#ancor8
Фото: Константин Попов/ https://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_tank_10.htm#ancor8
Фото: Константин Попов/ https://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_tank_10.htm#ancor8

Помимо вышеописанных машин, в первом полугодии 1978 года продолжали выпускаться танки , на которых даже после прохождения капремонта сохранялся штатный прицел с оптическим стереодальномером ТПД-2-49. Прежде всего, можно выделить танки-близнецы, один из которых находится в Музее Отечественной Военной Истории в Падиково, а второй- на площадке Музейно-Мемориального Комплекса «История танка Т-34» в Шолохово. Машины практически полностью совпадают по комплектации, за исключением незначительных внешних отличий вроде разных секций бортовых экранов или комбинации опорных катков раннего и позднего образца. «Шолоховский» Т-72 имеет также передние резинотканевые откидные грязевые щитки, в то время как «Падиковский»- штатные цельнометаллические. В ходе капремонта машины получили противонейтронный надбой на корпусе и башне и соответствующую комбинацию ящиков ЗИП. Собраны машины в январе и феврале 1978 года соответственно. По сохрану, безусловно, выигрывает танк из Падиково, во-первых он находится в теплом боксе Танкового Корпуса, во-вторых, имеет полный наружный обвес, включая ящики ЗИП и ЗПУ с пулеметом НСВТ на командирской башенке.

-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49

Машины в указанной комплектации также вполне себе эксплуатировались в войсках.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии