Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Как уже сообщалось, лазерный прицел- дальномер ТПД-К1 вошел в штатную комплектацию танков Т-72 «Урал» в 1977 году, а с июля 1978-го им оснащались все машины , поступавшие на вооружение Советской Армии. Тоже самое касается башни с наполнителем в виде песчаных стержней ( черт. 172.10. 073сб). Однако, во время перехода на производство новой башни , прицел ТПД-К1 мог устанавливаться в штатные башни из заводского задела, либо в ранее выпущенные танки со штатными башнями при проведении капитального ремонта последних. При этом входное окно оптического дальномера ТПД-2-49 закрывалось съемной броневой заглушкой, что придавало танку характерный внешний вид. Интересно, что в тематической справочной литературе и даже в частях, эксплуатирующих данные машины, танки зачастую обозначались , как » Т-72А самых первых выпусков » или что-то в этом роде.
Появление серии книг Корпорации «Уралвагонзавод», посвященной истории создания и совершенствования танка Т-72, вызвали вполне обоснованные сомнения в принадлежности рассматриваемых машин к модификации Т-72А. В Республике Беларусь находится как минимум две машины в интересующем исполнении, поэтому мы решили их осмотреть , тем более оба места , в которых они находились, мы планировали посетить. К сожалению, определенные коррективы в эти планы внесла погода, хорошая , но очень солнечная, поэтому подробный фотообзор сделать не удалось. Однако, необходимые сведения были получены. Итак, первый танк находится на территории Историко-культурного комплекса «Линия Сталина», расположенного рядом с аэрогородком Лошаны Минского Района ( для любителей истории Великой Отечественной Войны- место что надо, но есть и послевоенная техника). Судя по серийному номеру, машина собрана на Уралвагонзаводе в мае 1978 года, а в дальнейшем прошла как минимум два капремонта, причем крайний- в 1990 году. Из характерных внешних отличий можно выделить следующие:
- наличие дополнительного ящика ЗИП на левом борту башни, как на машинах с надбоем, хотя последний отсутствует;
- бортовые экраны и передние резинотканевые откидные щитки от танка Т-72Б обр.1989 года ( с встроенной ДЗ)- установлены толи в ходе войсковой эксплуатации, толи результат работы музейных реставраторов;
- на картерах БКП кормового листа корпуса видны характерные следы от установки отбойников, предотвращающих сход гусеницы в сторону борта- такие вообще устанавливались на танках Т-72Б со второй половины 80-х.
Для экспоната , демонстрирующегося под открытым небом ( как минимум последние 7 лет), танк имеет неплохой внешний вид , причем сохранился как собственно прицел-дальномер ТПД-К1, так и внешние светлтехнические приборы и часть приборов наблюдения.
Второй танчик находится на территории Мемориала «Аллея мужества и отваги» в городе Несвиж Минской Области. На момент установки в 2018 году машина имела отличный сохран, однако сейчас он оставляет желать лучшего, к тому же входные окна прицела и приборов наблюдения основательно залиты краской. Судя по серийнику, машина собрана на Уралвагонзаводе в феврале 1978 года, а крайний капремонт проходила в 1989 году. Каких- либо отличительных особенностей во внешнем виде я не нашел. В обоих случаях на пояснительных табличках танки обозначены как Т-72А.
Добавлю, что часть машин в ходе капитальных ремонтов доводилась до уровня Т-72АВ , включая установку дополнительной бронеплиты на ВЛД , надбоя и полного комплекта навесной ДЗ «Контакт». При этом , переоборудование танки проходили в том числе на Львовском и Харьковском БТРЗ, то есть после развала СССР оказались в ВСУ.
Таким образом, рассмотренные машины вряд ли можно отнести к Т-72А первых выпусков, поскольку последний был принят на вооружение только в июне 1979 года, то есть обязательно должен был оснащаться новой башней с наполнителем. Хотя неизвестно, как танки обозначаются в войсковых документах, учитывая уровень проведенных доработок.
Судя по опубликованным фото, машины существовали в далеко не единичных экземплярах , достаточно активно эксплуатировались в войсках и даже поставлялись за рубеж.
Говоря о Т-72 с ТПД-К1 , нельзя не упомянуть об экспонате Технического Музея в городе Тольятти. Танчик выпущен также на Уралвагонзаводе в феврале 1977 года. Его отличительной особенностью является то, что шахта дальномера полностью удалена, о чем свидетельствует характерный сворной шов поперек крыши башни. Других образцов с подобными доработками автору не известно.
Помимо вышеописанных машин, в первом полугодии 1978 года продолжали выпускаться танки , на которых даже после прохождения капремонта сохранялся штатный прицел с оптическим стереодальномером ТПД-2-49. Прежде всего, можно выделить танки-близнецы, один из которых находится в Музее Отечественной Военной Истории в Падиково, а второй- на площадке Музейно-Мемориального Комплекса «История танка Т-34» в Шолохово. Машины практически полностью совпадают по комплектации, за исключением незначительных внешних отличий вроде разных секций бортовых экранов или комбинации опорных катков раннего и позднего образца. «Шолоховский» Т-72 имеет также передние резинотканевые откидные грязевые щитки, в то время как «Падиковский»- штатные цельнометаллические. В ходе капремонта машины получили противонейтронный надбой на корпусе и башне и соответствующую комбинацию ящиков ЗИП. Собраны машины в январе и феврале 1978 года соответственно. По сохрану, безусловно, выигрывает танк из Падиково, во-первых он находится в теплом боксе Танкового Корпуса, во-вторых, имеет полный наружный обвес, включая ящики ЗИП и ЗПУ с пулеметом НСВТ на командирской башенке.
Машины в указанной комплектации также вполне себе эксплуатировались в войсках.
Поделись видео: