Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Есть мнение, что первая гонка состоялась когда появился «второй» автомобиль — состоятельные любители выяснить кто быстрее всегда были в избытке! В жесткой конкуренции рождались нетривиальные решения, например, уже на заре ХХ века гонщики и инженеры экспериментировали с аэродинамикой, стараясь сделать автомобиль быстрее конкурентов, не только за счет увеличения мощности.
Сразу стало ясно, что большая лобовая площадь — враг быстрого автомобиля, поэтому у чешского Laurin & Klement Type S2 нет ветрового стекла и вертикального радиатора в традиционном месте! Радиатор расположен прямо перед водителем и «обёрнут» вокруг капота. Выглядит это весьма странно, зато эффективности охлаждения двухцилиндрового двигателя неизвестной мощности не угрожают элементы декора. Никакой красоты и изящества — только функциональность!
Но самой интересной деталью Laurin & Klement Type S2, безусловно, является задний вертикальный киль, который посредством системы тяг двигается вместе с поворотом передних колес, что является одним из первых экспериментов с активной аэродинамикой! Так конструкторы пытались стабилизировать автомобиль в скоростных поворотах. Элемент выполнен из дерева и обтянут брезентом. Также для улучшения аэродинамических характеристик колеса снабжены колпаками.
Первым владельцем автомобиля был известный в начале ХХ века гонщик, экспериментатор и авантюрист барон Лео Хаан из Австрии. В числе трофеев Laurin & Klement Type S2 можно выделить второе место в горной гонке в Троппау, Чехия и глядя на автомобиль можно сделать вывод, что барон был чрезвычайно смелым и решительным человеком! Именно он придумал поворотный киль и установил колпаки на колеса. После барона у автомобиля был только один частный владелец, который в 1964 году продал Type S2 музею автодрома Indianapolis Motor Speedway в США. А в начале 2025 года автомобиль впервые за долгие годы готовится вновь сменить владельца — оценка аукционного дома RM Sotheby’s составляет 100 — 150 тысяч долларов.
По некоторым данным, было собрано всего три подобных автомобиля, и этот единственный, сохранившийся до наших дней. Вероятнее всего, этот кусочек истории перекочует в другую автомобильную коллекцию, связанную с автоспортом далекого прошлого.
В завершении отмечу, что компания Laurin & Klement, основанная Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом в 1895 году, начинала с производства велосипедов, выросла до одного из крупнейших в Европе автопроизводителей и в 1925 году была переименована в Škoda. Так что, когда таксисты на Skoda Rapid превышают скорость, может они представляют себя бароном Хааном, несущимся к победе на Laurin & Klement Type S2 Sportswagen 1911 года выпуска?! Хоть и не подозревают об этом…
Кстати, 150 000 долларов за гоночный автомобиль начала ХХ века — не так и дорого! На том-же аукционе RM Sotheby’s в Майами коллекционеры поборются за гораздо более дорогие и ценные экземпляры: Itala 120 HP 1907 года оценивается в 2 — 3 миллиона долларов, а могучий Mercedes 1908 года с 17.3-литровым двигателем вообще в 7 — 9 миллионов долларов!