Кто в реальности тот самый лётчик Ли-Си-Цин из песни группы Чиж?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
35
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Я бегу по выжженной земле
Гермошлем захлопнув на ходу
Мой «Фантом» стрелою белой
На распластанном крыле
С рёвом набирает высоту
Мой «Фантом» стрелою белой
На распластанном крыле
С рёвом набирает высоту

Все помнят эту песню?

В советские годы ходил популярный анекдот: «Двух вьетнамских пилотов представили к наградам за сбитые американские истребители — Коля Ли Си Цин и Слава Си Ни Цин».

Шутка родилась не на пустом месте. Она имела под собой реальные события, а позже даже превратилась в дворовую песню, которую в 1989 году в студийной записи исполнил Сергей Чиграков («Чиж»).

Кто в реальности тот самый лётчик Ли-Си-Цин из песни группы Чиж?

Между 1966 и 1972 годами вьетнамское небо стало ареной ожесточённых схваток. За это время было потеряно 54 советских самолёта МиГ-15 бис, МиГ-17Ф и МиГ-21. Взамен на землю рухнули 103 американских «Фантома» разных модификаций — F-4B, F-4C, F-4D, F-4E и F-4J.

США бросили в бой колоссальные силы: к берегам Вьетнама подошли три авианосца с 238 самолётами и 33 кораблями сопровождения. Ещё больше авиации базировалось на аэродромах Южного Вьетнама и Тайваня — там стояли эскадрильи с F-100, F-105 и новейшими F-4C.

Поначалу американские пилоты чувствовали себя безнаказанно. Их бомбардировщики спокойно летали над Вьетнамом, не опасаясь преследования. Но вскоре ситуация изменилась.

С помощью советских и китайских военных советников вьетнамцы разработали собственную тактику — и уже через несколько месяцев небо перестало быть безопасным для американцев. Малые группы МиГов патрулировали у самой земли, избегая обнаружения радарами, и внезапно поднимались для удара. Их целью становились бомбардировщики с полными трюмами бомб — и каждая успешная атака оборачивалась катастрофой для противника.

Первые реальные столкновения МиГов с «Фантомами» произошли весной 1965 года. 9 апреля между F-4 и МиГ-17 завязался бой, ставший символическим началом противостояния. По версии США, «Фантом» сбил МиГ ракетой «Спэрроу», но вскоре был уничтожен ответным огнём другого вьетнамского пилота. Китайская сторона утверждала, что МиГ не был сбит, а благополучно вернулся на базу, а F-4 погиб от своей же ракеты «Сайдуиндер».

F-4 Фантом. Фото в свободном доступе.
F-4 Фантом. Фото в свободном доступе.

Через месяц произошёл новый инцидент — 12 мая. Двенадцать американских F-4B залетели в воздушное пространство Китая и сбили местный J-5 (китайскую копию МиГ-17Ф). США отрицали факт нарушения границы, утверждая, что бой произошёл над Вьетнамом. Но в Пекине были уверены в обратном.

К июню воздушная война перешла в активную фазу. 4 июня 1965 года над городом Ву-Бан вьетнамская четвёрка МиГ-17Ф атаковала тройку «Фантомов». Один американский истребитель сразу ушёл из боя, а два других вступили в ближний манёвренный бой.

На виражах советские машины имели преимущество — они были легче и маневреннее. Ведущий вьетнамского звена ловко развернулся, открыл огонь с километра, а затем сократил дистанцию до 700 метров и повторил атаку.

Американский пилот пытался уйти манёвром, но не успел — его самолёт был поражён. Второй «Фантом» выпустил по МиГу ракеты AIM-9B, однако промахнулся — сработало ограничение по минимальной дальности пуска. Так обе стороны записали на свой счёт первые реальные победы, и война в небе Вьетнама вступила в новую, куда более ожесточённую фазу.

Во время одной из схваток ведомый МиГ-17 открыл плотный огонь из пушек, создавая огневой заслон. Второй американский F-4B оказался под перекрёстным обстрелом и вынужден был срочно снижаться, уходя из-под атаки. Его ведущий, также получивший повреждения, попытался прикрыть напарника, но вскоре стал целью сам. По данным вьетнамского командования, этот «Фантом» не сумел вернуться на базу и разбился на территории соседнего Лаоса.

 МиГ-17. Фото в свободном доступе.
МиГ-17. Фото в свободном доступе.

Следующий бой между МиГами и «Фантомами» произошёл уже 17 июня — над городом Нинь-Бинь. На этот раз в небе сошлись четыре МиГ-17Ф и звено американских F-4B. Вьетнамцы атаковали с задней полусферы, практически в упор — с дистанции от ста до шестисот метров. Результат оказался впечатляющим: два «Фантома» были сбиты в течение нескольких минут. Американские пилоты, по воспоминаниям очевидцев, потеряли самообладание и, не вступая в манёвренный бой, начали уходить кто куда, нарушив строй.

Потери в тот день понесли только сами вьетнамцы, и то — по техническим причинам. Два пилота были вынуждены катапультироваться из-за нехватки топлива, а третий МиГ совершил аварийную посадку на аэродроме Хайфон и получил серьёзные повреждения.

Однако уже через несколько часов американцы отыгрались: F-4B с палубы авианосца «Мидуэй» сбил вьетнамский МиГ-17Ф прямо над Хайфоном. Так обе стороны открыли свои боевые счета, и с этого момента воздушные дуэли МиГов и «Фантомов» стали почти ежедневной реальностью неба Вьетнама.

Любопытно, что американские пилоты со временем научились различать, кто сидит за штурвалом — вьетнамец или русский советник. Опытные «ассы» из СССР выделялись не только стилем пилотирования, но и выдержкой при экстремальных манёврах.

Один из участников ВВС США вспоминал: «Если ты внезапно атакуешь с солнца, а противник успевает сделать противоракетный манёвр, выводит машину из пикирования и уже у тебя на хвосте — знай, это русский». В таких случаях американцы предпочитали не рисковать и, открывая связь, коротко говорили: «Ванья! Я ушёль!» — и уходили из боя.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

ЧиЖ дает концерты. Фото в свободном доступе.
ЧиЖ дает концерты. Фото в свободном доступе.

Известно, что русские пилоты выдерживали перегрузки лучше вьетнамцев: их самолёты шли ровно, без подрагивания крыльев, что давало преимущество в манёвренности. Этот профессионализм нередко спасал жизнь. Среди тех, кто испытал на себе силу вьетнамского неба, был и будущий сенатор США Джон Маккейн — он летал на штурмовике A-4 «Скайхоук» и был сбит во время налёта на Ханой.

+1
1
+1
35
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий