Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Гражданская авиация при существовании Советского Союза считалась самым развитым направлением промышленности страны.
До развала страны в стране насчитывалось чуть больше полутора тысяч малых и больших аэропортов, задачей которых являлось обеспечение гражданского населения по доставке в различные регионы, а также для обслуживания международных рейсов.
Существенным фактором являлось то, что стоимость на перелет самолетами внутренних рейсов не особо отличались по цене от билетов на другие виды транспорта и, по сути, каждый советский человек мог воспользоваться услугами аэрофлота СССР.
Для перевозки пассажиров требовались различные модели самолетов, созданием которых занималось несколько КБ. Самыми крупными и перспективными считались КБ авиаконструкторов под управлением гениев в авиастроении инженеров Ильюшина, Туполева и Яковлева.
Эти коллективы талантливых инженеров считались элитой советского авиастроения, и отчасти так оно и было, так как именно эти ОКБ являлись создателями моделей самолетов, ставшие не только самыми популярными в СССР, но и за рубежом.
Это были надежные в эксплуатации модели самолетов и вертолетов, при этом были модели, которые пользовались особой популярностью как у себя на родине, так и за рубежом.
Ан-24
В 50-х годах по специальному распоряжению, с целью улучшить транспортное сообщение между регионами страны, ОКБ Антонова было поручено создать модель самолета, который бы смог выполнять рейсы на короткие и средние расстояния.
После испытательных вылетов в 1959 году было принято решение дать некоторое время на устранение неполадок, которые были выявлены в ходе проверок.
Первые несколько партий, начиная с 1962 года, собирали на Киевском авиационном заводе, но позже было принято решение расширить производство.
Под конец 60-х годов в Улан-Удэ и Иркутске также был налажен выпуск АН-24, куда киевляне передавали часть готовых к сборке узлов.
От начала серийной сборки модели, с 1962 по 1975 года в целом было собрано 1367 экземпляров АН-24, где часть техники была передана в эксплуатацию для обслуживания рейсов малой и средней дальности.
Модель разрабатывалась с возможностью проведения модификации, что помогло в дальнейшем максимально использовать проект при создании на базе АН-24 самолетов для разностороннего использования.
Салон самолета могло поместиться от 20 до 52 пассажиров, не считая экипажа. При максимальной дальности в 700км без дозаправки борт мог доставлять за один рейс грузы весом в 5 тонн.
В салоне самолета использовались 25 спаренных блочных кресел, с расчетом одно место для одного пассажира.
В дальнейшем АН-24 летали в основном на внутренних гражданских рейсах, но после ряда модификаций несколько десятков самолетов этой серии были переданы в войсковые части на нужды Министерства обороны СССР.
Еще одна часть модифицированных АН-24 изготавливались по специальному распоряжению для использования в поисково-спасательных, пожарных и научных работах.
Начиная с послевоенного периода, модель гражданского самолета АН-24 считалась наиболее распространенной в СССР при использовании на внутренних рейсах.
Ил-14
Эта модель стала одним из первых гражданских самолетов, созданных практически сразу после завершения Великой Отечественной войны.
Самолет должен был стать заменой довоенной, технически устаревшей и не пригодной к использованию в гражданской авиации, техники.
Разработки Ил-14 были начаты еще в начале 40-х годов, и были продолжены сразу по окончанию войны.
Как раз в этот период большая часть гражданских самолетов еще довоенной сборки, налетавших критическое число полетных часов, требовали экстренного списания.
КБ Ильюшина пришлось в короткие сроки создать модель гражданского самолета, который бы отличался особой «живучестью».
После испытаний в 1950 году модель вынуждены были отправить на доработку, так как было выявлено ряд технических неполадок при посадке самолетов в аварийном режиме.
От инженеров требовали, чтобы самолет даже в самой сложной аварийной ситуации смог совершить посадку. Потребовалось переоборудовать кабину пилотов, улучшая обзор, усовершенствовать систему управления, изменить оперение закрылков и решать другие технические проблемы.
В ходе устранения неполадок самолет опробовали при взлете и посадке на одном работающем двигателе. Позже, эта часть испытаний стала обязательной для всех позже созданных проектов самолетов.
Модель начали серийно выпускать с 1953 года авиазаводом №84 расположенном в г. Ташкенте.
Позже, в 1956 производством самолетов также занимались завод № 30 в Москве, чешское предприятие Avia и немецкий завод по сборке самолетов в Дрездене. Самолет получилась надежным и послушным в управлении, что сразу сделало его популярным среди летчиков гражданской авиации.
Большую часть собранных экземпляров передали для эксплуатации в Коми АССР, кроме тех, которые были направлены на дополнительную модификацию.
Эти машины изготавливались на экспорт, в частности в ГДР, куда Советский Союз по договоренности поставлял различную технику.
Теоретически в салоне самолета могло поместиться до 40 человек, но большая часть машин этой серии была рассчитана на вместимость 18 пассажиров, с условием, что отдельно будет использоваться багажный отсек.
Эта особенность позволяла использовать модель для доставки пассажиров в аэропорты страны с малым объемом перевозок.
Ил-18
Первый советский гражданский самолет с турбовинтовым типом двигателя, с вместимостью до 122 пассажиров тоже относится к проектам, созданных коллективом ОКБ Ильюшин.
На разработку модели правительство выделило всего один год времени (1957-1958) но коллектив инженеров не растерялся, так как подобный проект разрабатывался еще с 1945 года и практически был на стадии завершения.
Первый проект разрабатывался для модели с вместимостью до 60 человек еще в 1945 году, где несколько экземпляров собрали для испытаний.
Проектом лично заинтересовался Сталин, который присутствовал на показе Ил-18 в честь праздника дня авиации, где советские летчики демонстрировали технические возможности новых самолетов.
Эта заинтересованность принесла свои плоды: в 1950 году было дано указание установить на новой модели газотурбинные двигатели. До этого времени этот тип двигателей использовали исключительно на военных самолетах.
Инженеры ОКБ Ильюшин прекрасно понимали, что такой возможностью грех было не воспользоваться, хотя времени для переустановки двигателей дали откровенно мало.
И, тем не менее, модель, созданная хоть и на скорую руку, оказалась настолько надежной, что смогла пережить своих создателей. Выпуск и эксплуатация Ил-18 продолжалась и после распада СССР, а некоторые самолеты из этой серии списали только в 2002 году, что говорит о том, что модель отличалась высоким качеством и надежностью.
Ту-104
Самолет является первым в мире, на котором были установлены двигатели с реактивной тягой.
В 1955 году, практически сразу после проведения первого полета самолет был допущен к серийному производству, с условием, что некоторые технические особенности модели будут доработаны в процессе проведения сборки.
И все равно, хотя модель считалась самой скоростной не только в СССР, но и в мире, проект был недоработан по многим пунктам.
Да, самолет стал гордостью советской авиапромышленности и не только инженеры, но и простые люди понимали, что в этом случае что-то есть из народной поговорки: первый блин, всегда комом.
По количеству аварий эта модель тоже стала лидером, что собственно и стало причиной отказа от дальнейшего выпуска.
Было решено использовать проект для дальнейших разработок этой серии самолетов, в частности, так появился Ту-134, который оказался намного качественнее и надежнее.
Ту-134
В ОКБ Туполев учли все предыдущие ошибки с Ту-104, при создании модели самолета, который позже стал одним из самых популярных по надежности в эксплуатации.
В 1963 году модель Ту-134 была испытана, но серийно начали сборку первых самолетов, которые предназначались как для использования на внутренних рейсах страны, так и для международных перевозок, только в 1967 году.
Причиной такого длительного перерыва между испытаниями и началом серийной сборки стала обычная перестраховка.
Все хорошо помнили историю проектирования Ту-104, поэтому и руководство страны и министерство гражданской авиации приняли решение провести несколько повторных испытаний, чтобы наверняка выявить все технические недоработки.
Ту-134 стал одним из самых долговечных самолетов советского периода, который прослужил верой и правдой практически до распада СССР.
Рассчитанный на вместимость до 80 пассажиров самолет мог использоваться как на внутренних перевозках, так и на международных авиалиниях.
Этот проект считается самым удачным для коллектива ОКБ за весь периода существования и люди, участвовавшие в создании Ту-134, могут по праву гордиться своей работой.
Ил-86
Ил-86 стал ответом советских инженеров-авиаконструкторов на американские модели самолетов с повышенной вместимостью.
В 1980 году проект был испытан, и практически сразу было получено разрешение на серийное производство самолетов этой серии.
За раз самолет мог перевезти до 360 пассажиров, и такие модели давно уже были нужны советскому Аэрофлоту, да только, как говорится, у инженеров руки не доходили, а правительство не решалось дать указание на проекты такого масштаба.
Прототипом проекта стала модель Ил-62, машина, которая тоже отличалась повышенной вместимостью и могла за раз доставлять до 195 пассажиров. 62-я модель успела стать популярной не только у себя на родине, но и за рубежом.
Это действительно был надежный самолет, который помимо того, что был экономически выгоден, еще и отличался повышенной комфортностью перевозок.
Сейчас принято считать, что если бы не «железный занавес», разрешение на проектирование такого типа самолета так бы и не поступило, но советское правительство решило доказать всему миру, что советские инженеры тоже могут строить «Боинги», но уже свои.
О том, что американские самолеты этого типа были все же лучше советских моделей, стали понимать только после того, как «железный занавес» рухнул.
Позже, когда стало понятным, что в стране начали происходить политические игры, направленные на разрушение государства, стало не до проектирований моделей самолетов, которые требовали значительного финансирования.
У советских инженеров к тому периоду были неплохие варианты похожих проектов. Разработки были не просто интересные, но и такие, которые могли потеснить модели самолетов американского и французского авиастроения, считавшиеся на тот период лучшими в мире.
Для западных разработчиков такая конкуренция была крайне невыгодной и с распадом СССР многие руководители зарубежных авиакомпаний вздохнули с облегчением.
Поделись видео: