Крушение Ил-18 в 1964 году: загадка самой «высокопоставленной» авиакатастрофы в истории СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Крушение Ил-18 в 1964 году: загадка самой «высокопоставленной» авиакатастрофы в истории СССР

Крушение пассажирского самолета, произошедшее 19 октября 1964 года, можно с уверенностью назвать одной из самых «высокопоставленных» катастроф в истории СССР. В тот день погиб один маршал и пять генералов, что привело к появлению версии о возможном террористическом акте.

Высокопрофильная делегация

На 20 октября 1964 года в Белграде планировались торжества, приуроченные к 20-летию освобождения нынешней столицы Сербии, которая в то время была столицей Югославии, от немецких оккупантов. 19 октября в Белград отправилась делегация высшего командования. В ее состав входил маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который во время Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Следует отметить, что после трагедии югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно наградил Бирюзова званием Народного героя.

В делегацию, помимо маршала Бирюзова, также входили: генерал-полковник Владимир Жданов, начальник Военной академии бронетанковых войск; генерал-лейтенант Николай Шкодунович, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор Николай Миронов, заведующий Административным отделом ЦК КПСС; подполковник Григорий Шелудько, адъютант начальника Генерального штаба, и другие. Таким образом, на борту пассажирского Ил-18 находились маршал и пять генералов, не считая других высокопрофильных делегатов и членов экипажа. В общей сложности на борту по сообщениям было до 33 человек.

Столкновение с горой

Предположительно, самолет Ил-18 для перевозки делегации в Белград был выбран не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии на этом же самолете прилетели на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, которые 13 октября 1964 года приземлились на корабле «Восход-1». Более того, упомянутый Сергей Бирюзов был куратором программы пилотируемых полетов. Смерть Бирюзова, по мнению некоторых, негативно сказалась на советской космической программе, что породило множество слухов о том, что авиакатастрофа, приведшая к его гибели, могла быть спланирована.

На самом деле, поначалу ничего не предвещало беды: самолет находился в исправном состоянии, экипаж был опытным, а погодные условия были благоприятными. Полет проходил без происшествий. Проблемы начались только при посадке. Как сообщает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала, расположенной неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, не оставив шансов на спасение ни пассажирам, ни членам экипажа. Согласно одной из версий, во время посадки погода ухудшилась. Пилот сообщил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что придется поискать место для посадки на другом аэродроме. Однако, как утверждает историк спецслужб Геннадий Соколов, маршал, не желая опаздывать на праздник, отдал приказ о посадке.

Причины трагедии

Геннадий Соколов, описывая крушение, в первую очередь обращает внимание на шторм, разразившийся во время посадки. Неудивительно, что среди наиболее распространенных предположений о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, помешавшие пилотам правильно сориентироваться и осуществить посадку. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии была названа ошибка членов экипажа. На самом деле было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектории, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Тем не менее, учитывая, что на борту самолета находились высокопрофильные командиры, в том числе маршал Бирюзов, многие уверены, что авария была результатом настоящего террористического акта. Якобы осуществить этот замысел было несложно именно с помощью горы Авала на подходе к аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако данная теория не имеет серьезных доказательств, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня вопросов в этой истории остается больше, чем ответов. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту в тот день. В источниках упоминаются как 11, так и 17, 18 и 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах крушения.

Источник: russian7.ru

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии