Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Наверняка вы не раз видели ролики с забавными самоделками — сваренными спиной друг к другу передними частями от легковушек (от носа до средней стойки). И выглядят такие машины забавно и ездят необычно, особенно, если в обеих половинках сохранены двигатель и рулевое управление. Конечно, привод получится передний и. снова передний. Однако, в истории автопрома было немало похожих по замыслу машин, созданных со вполне серьёзными целями.
Но даже как шутка (пример выше), машина с двумя “лицами” может выступать в роли транспортного средства. А вот зачем более сорока лет назад АЗЛК понадобилось сваривать вместе две задние части седана 2140 — сходу не догадаешься. Дело в том, что после пары фронтальных краш-тестов осталось два автомобиля с разбитым “носом”, но целой задней частью. Их отпилили и соединили, чтобы можно было провести ещё пару тестов “наезд сзади”.
Выход из безвыходной ситуации — это Service Tunnel Transportation System (STTS): служебная транспортная система, детище компании Mercedes-Benz, созданное в кооперации с AEG и NAW. Автомобиль с двумя кабинами позволяет спокойно гонять внутри служебного тоннеля в знаменитом Евротоннеле под Ла-Маншем.
Служебный тоннель заметно меньше по диаметру, чем два главных (железнодорожных) — 4,8 м против 7,6 м. Конечно, там не развернёшься. Но и пешком ходить затруднительно: 50 километров — не шутка. Вот и придумали тянитолкая для сервисных работ. Кстати, развивает он 80 км/ч. Для Евротоннеля, открывшегося в 1994-м, были заказаны 24 такие машины. Они, к слову, довольно узкие, так что пара может разъехаться в служебном туннеле, если будет двигаться навстречу.
Аналогичную задачу передвижения в туннелях без разворота решили учёные из Академии ГПС МЧС России совместно с инженерами Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования. На шасси грузовиков IVECO они создали пару спецавтомобилей: пожарный ПСА-Тоннель и медицинский эвакуационный ПСА-Челнок (способный эвакуировать до 25 человек за раз). Оба не только управляются из двух кабин (шасси полноприводное и со всеми управляемыми колёсами), но и ездят с одинаковой скоростью (85 км/ч) в любую сторону, за счёт установки реверс-редуктора.
А вот странный военный автомобиль DAF MC139 (1940 год) вовсе не предназначался для туннелей, но он тоже сделан по принципу двуликого Януса — с одинаковыми кабинами с обоих концов, с рулевым управлением в каждой. И он также одинаково хорошо ездит в любую сторону. Зачем? Голландцы предполагали, что это поможет на бездорожье. Если машина застряла или не туда заехала, так удобнее будет выезжать обратно. Аппарат был снабжён мотором от Ситроена (установлен в центре) и мог развивать до 70 км/ч на дороге и до 8 км/ч на воде. Да, он ещё и плавал.
Симметрию почти во всём предпочитал и занятный немецкий микрокар Zündapp Janus (1957-1958). Идея машины пришла в голову авиаконструктору Клоду Дорнье, а мотоциклетная фирма Zündapp воплотила её в металле и даже сумела поставить машину на поток. Передняя и задняя части кузова Януса выглядели почти что одинаково, хотя отличия были (фары и фонари, разные спереди и сзади колёсные арки). А вот салон был разделён на две части: водитель и пассажиры сидели спиной друг к другу.
В отличие от Дафа, в Янусе было вполне привычное управление — спереди. Но существенная симметрия в кузове помогла сэкономить на штампах и номенклатуре деталей — посмотрите на остекление и те же двери.
Похожую стратегию использовали разработчики электрического квадрицикла Citroen Ami (2020 год), который также имеет немного перелицованных братьев близнецов — Opel Rocks Electric и Fiat Topolino. Восьмисильный электрокар спроектирован так, чтобы иметь как можно больше одинаковых панелей кузова. Перед и зад взаимозаменяемы, только в гнёзда светотехники вставить фары или фонари соответственно.
Идея же двухкабинного грузовика Citroen Relay Back to Back, появившегося в мае 2024-го, — это экономия при покупке. Relay — это британская версия переднеприводного фургона Jumper, который также продаётся как коммерческое рамное шасси под конверсию силами других компаний. Однако, не всем нужна задняя часть автомобиля. Некоторые фирмы строят на этой базе свои модели, меняя сзади абсолютно всё, включая раму, подвески, оси и светотехнику. Вот для таких компаний-клиентов и придуман эдакий “котопёс” с соединёнными спина к спине кабинами. Обе полностью функциональны, под обеими стоят моторы и коробки передач (дизель плюс “механика”).
Так можно доехать от ситроеновского дилера до своего производства, где двойной Relay разделяется (нужно лишь отвернуть несколько болтов) и далее из него собираются две специализированные машины — всякие кемперы и фуд-траки. Экономия тут двойная. Сам Back to Back стоит дешевле, чем два обычных шасси с кабиной. А если бы покупатель выбирал только кабину с мотором, ему пришлось бы грузить её на эвакуатор. А так логистика упрощается — заготовка под спецтранспорт доедет до завода сама.
Получается, что идеи, первоначально казавшиеся слишком экзотическими или только пригодными для розыгрыша, вдруг начинают приносить вполне весомые практические плоды.