Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Скорее всего, вы встречали фото больших кораблей с необычными и огромными шарами на палубе. Однако далеко не все знают, что представляют собой эти шары и с какой целью их устанавливали на водный транспорт. К примеру, «Урал» советского происхождения, начавший свою историю в 1983 году, имел такое оснащение на борту.
И безусловно, эти загадочные конструкции устанавливались не для красоты или каких-либо декоративных функций, а выполняли важные задачи.
Предыстория
Ситуация была очень нервной, чему поспособствовало наличие большого количества ядерных вооружений. На фоне развития оружия массового поражения возникала необходимость создания новых защитных средств.
Ключевая сложность в сфере безопасности СССР заключалась в том, что страна не обладала таким числом баз в разных точках земного шара для мониторинга пусков ракет. Поэтому по команде военного руководства было принято решение построить высокоэффективный разведывательный корабль «Урал».
В начале 90-х военно-морской разведывательный корабль «Урал» позиционировался как секретное судно. Его корпус и силовая установка на базе ядерного реактора были точно такими же, как у атомных крейсеров «Орлан». При этом электронное оснащение и боевые задачи, для которых создавалась модель, отличались и держались в строгой тайне.
Поскольку «Урал» не предназначался для ведения морских боев, а лишь для разведывательных операций, его бортовое вооружение включало только две скорострельные системы АК-176 76-мм калибра, четыре 30-мм АК-630, четыре ПЗРК «Игла» и четыре спаренные пулеметные системы «Утес-М».
Зачем на «Урале» появился большой шар
Если не вдаваться в технические подробности, то «Урал» представлял собой гигантскую радиолокационную станцию на воде. И становится понятно, что под необычным шаром находились средства РЛС. При более детальном обзоре судна можно увидеть, что на нем есть и ряд шариков поменьше, под которыми тоже спрятаны радарные системы.
Так для чего нужны эти шары? Дело в том, что РЛС являются весьма уязвимым комплексом, а перемещение по открытому морю сопровождается повышенной опасностью. Поэтому локаторы нуждаются в защите от соли, воды, сырости, порывов ветра и других агрессивных воздействий. Именно с этой целью на них начали надевать так называемые шары.
Есть и другая версия, согласно которой шар доставили сюда специально, чтобы превратить в киноконцертный зал в будущем поселке Министерства обороны СССР.
Были ли шары на других кораблях?
РЛС под массивным куполом также встречаются на кораблях зарубежных стран, причем как на военно-разведывательных судах для оборонительных целей, так и на гражданских.