Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Соглашение о будущей поставке Украине сотни французских истребителей Rafale наделало много шума. Читая прессу, можно подумать, что уже в ближайшее время украинские ВВС серьёзно усилятся. Но так ли это?
Для того, чтобы посеять сомнения в реальности хотя бы относительно быстрой поставки французских машин на Украину, достаточно фактов. За последние пять лет (2020–2024 гг.) темп поставок истребителей Rafale составил: 2020-й год – 24 борта, 2021 – 27, 2022 – 30, 2023 – 33, за прошлый, 2024-й год (оценочно) – 36 единиц.
Планы компании Dassault Aviation предусматривают выход к 2029-му году на темп производства 48 самолётов в год (4 в месяц). Не будем забывать, что этому должен соответствовать рост всех компонентов самолёта. В том числе сложных и трудоёмких – двигателей, РЛС, других компонентов комплекса авионики, катапультных кресел… И любой человек, знакомый с современным производством, поймёт, что резко нарастить выпуск самолёта как «совокупности компонентов» не удастся.
При этом на начало текущего года общее количество заказанных Rafale (Франция, Египет, Катар, Индия, Греция, Хорватия, ОАЭ, Индонезия) составляло 473 единицы. Количество поставленных машин по состоянию на конец 2024-го — начало 2025-го года – примерно 250 единиц. Получается, что по уже заключённым международным и «национальным» контрактам Dassault Aviation должна поставить 220+ истребителей Rafale.
Если Dassault Aviation сохранит существующий прирост темпа производства на существующем уровне +3 машины в год, то существующие заказы компания выполнит только к концу 2030-го года. То есть начала поставок истребителей Rafale украинским ВВС придётся ждать пять лет. Конечно, Франция может начать поставки машин, «бывших в употреблении». Однако в настоящий момент планы французского министерства обороны предусматривают эксплуатацию самолётов до исчерпания ресурса. И вряд ли французы пойдут на ослабление своих вооружённых сил в угоду Киеву.
Точно так же маловероятно, что Украине «уступит очередь» кто-то из текущих получателей истребителей Rafale. Перевооружение – это всегда комплексная программа, и «ломать» её на полдороге – действие слишком уж нерациональное.
Не следует забывать, что и Украине потребуется время и трудозатраты на введение в состав своих ВВС нового типа ЛА. Создание инфраструктуры – задача непростая. Тем более, что решать её придётся под давлением ВС РФ, то есть отвлекать для защиты сооружаемых объектов средства ПВО. И непростой задачей станет подготовка технического и особенно лётного состава. Даже переучивание украинских лётчиков на самых распространённый в НАТО тип самолёта – F-16, потребовало заметных усилий и шло не без «затыков». Готовить людей к полётам на Rafale придётся исключительно французам – другие эксплуатанты будут ещё учиться сами.
В общем, несмотря на фанфары, сопровождающие «судьбоносные» франко-украинского договорённости (тем более, что это всего лишь соглашение о намерениях), реальные последствия начнут ощущаться лет через пять. Будут ли к тому времени Киеву нужны истребители Rafale – вопрос с неоднозначным ответом.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео:


