Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
На протяжении многих лет китайские автомобили в России воспринимались с изрядной долей недоверия. И у этого скепсиса были веские основания. Ещё в середине 2000-х, когда первые «ласточки» из Поднебесной начали появляться на российских дорогах, они быстро заработали репутацию дешёвых, но крайне ненадёжных машин. Особенно печально проявляли себя кузова — без намёка на антикоррозионную защиту, они гнили буквально на глазах, особенно в условиях питерской и московской зимы. Электроника жила своей жизнью, а найти сервис, готовый возиться с китайскими технологиями, было сродни подвигу. И это несмотря на то, что часть моторов тех лет делалась по японским лицензиям — надёжнее, чем остальное, но это не спасало ситуацию.
Однако всё изменилось в 2019 году. Китайцы принесли на наш рынок автомобили нового поколения: Geely Coolray, Haval F7, Chery Tiggo 7 Pro — и с ними пришло новое качество. Современные дизайны, напичканные «умными» опциями с явным прицелом на молодую аудиторию, и главное — отличное соотношение цена/оснащение. Тогда многие россияне начали менять гнев на милость. Особенно на фоне постоянно дорожающей «классики» от Hyundai и Kia. Китайцы начали своё наступление — но победа, как потом выяснилось, была слишком лёгкой.
2022 год стал поворотной точкой. Пока европейцы, японцы и корейцы массово сворачивали бизнес в России, китайцы радостно заняли освободившееся пространство. Некоторые поспешили назвать это «триумфом», мол, Поднебесная покорила российский автопром. Но давайте называть вещи своими именами: это не победа, это подарок. Вакуум заполнился автоматически. И да, Китай воспользовался моментом максимально эффективно.
Но опьянение от успеха быстро переросло в безудержную экспансию. В страну хлынули не только хорошо зарекомендовавшие себя бренды вроде Chery, Haval и Geely, но и целая орда марок, названия которых большинству россиян ничего не говорят. Kaiyi, SWM, BAIC, Livan, JAC, Wey, Ora, Dongfeng, Voyah — список можно продолжать бесконечно. Под видом «экзотики» и «новой альтернативы» на рынок вышел откровенный сырой ширпотреб, который не интересовал даже автолюбителей с ограниченным бюджетом.
В результате дилеры оказались в западне. Машины идут — а спроса нет. Складские площадки забиты до отказа. Автомобили стоят месяцами, не находя своих покупателей, и ржавеют прямо на открытых стоянках. Почему? Потому что кузова у многих из этих моделей не имеют даже базовой оцинковки. В интернете уже можно найти десятки видео, где днище авто покрывается ржавчиной буквально через несколько месяцев после покупки. Люди не дураки — и понимают, что даже заманчивый ценник не стоит таких проблем.
Но коррозия — лишь верхушка айсберга. Главные причины провала — это отсутствие поддержки и неопределённость будущего. Да, у таких марок, как Chery, Haval и Geely, дела обстоят лучше. У Chery в России два крупных склада запчастей, Haval производит машины в Тульской области, Geely частично выпускается в Беларуси. Проблемы с запчастями у них бывают, но решаемы. А вот что делать владельцам тех же BAIC, SWM или MG?
Вот, к примеру, SWM — марка, которую китайцы преподносят как «итальянскую легенду». Формально, когда-то давно, в Италии действительно была такая компания, но занималась она мотоциклами, а не автомобилями. Сегодняшний SWM — типичный «ребрендинг» для легковеров. MG — другая «британская» сказка: бренд давно выкуплен китайцами, но маркетинг продолжает кормить покупателей ложью. И что же мы имеем в итоге? Завышенные цены, нулевая сервисная база, отсутствие даже базовых расходников на складах. Лампочки, колодки, фильтры — всё это приходится искать неделями. А если сломается что-то серьёзное — ремонт превращается в квест.
На этом фоне вторая серьёзная угроза — риски ухода. Если сейчас уже в стабильной ситуации у брендов нет продаж и дилеры терпят убытки, что будет осенью, когда почти наверняка повысится утилизационный сбор? Автомобили подорожают ещё сильнее, спрос рухнет окончательно. Китайцы недолго думают — свернут поставки, закроют шоурумы и переориентируются на другие рынки. А те, кто купил «великолепные» BAIC или Livan, останутся с железом, которое даже обслужить толком нельзя. Запчасти — только напрямую из Китая, доставка — 1–2 месяца, если повезёт.
Потребитель чувствует этот подвох. Поэтому и не идёт на поводу у красивых ценников. Лучше немного переплатить за подержанный Volkswagen или Toyota, но быть уверенным в доступности деталей и адекватной ликвидности на вторичке.
А как же дилеры? Многие уже поняли: работать с малоизвестными марками — путь в никуда. Вывески BAIC и JAC на фасадах превращаются в обузы. Автостоянки — в кладбища нераспроданных машин. Владельцы дилерских центров пересматривают стратегию и стараются переключиться на более востребованные бренды. Хотя и там не всё так просто — конкуренция между китайцами теперь сводится к банальному демпингу.
Главная ошибка китайцев — переоценка своей значимости. Успех Chery и Haval они восприняли как знак, что любой логотип из Шанхая или Шэньчжэня будет продаваться на ура. Но рынок всё расставил по местам. Российский потребитель — не дурак. Он может простить страну производства, но не простит обман, коррозию, отсутствие запчастей и риски остаться с «мертвым» активом.
Поэтому сегодня тысячи никому не нужных китайских машин продолжают стоять под открытым небом, покрываясь ржавчиной, словно символ провалившейся оккупации рынка.
Возможно, китайцы надеялись, что их здесь ждали. Но рынок показал: гостеприимство не равно беспрекословному доверию. И если маркетинг опережает реальность — то реальность быстро ставит всё на свои места.
Поделись видео: