Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Командование авиационной мобильности ВВС США (USAF Air Mobility Command) опубликовало результаты расследования авиационных происшествий (АП), случившихся при выполнении дозаправок с «летающего танкера» KC-46. Выяснилось, что аварии обусловлены недоработанной конструкцией штанги дозаправки. Решение проблемы пока не найдено.
Наконечник штанги дозаправки, установленной на KC-46, имеет тенденцию «закусываться» в приёмном гнезде заправляемого самолёта. Известно как минимум три таких ситуации, которые привели к трём авариям и ущербу, оцениваемому в пару десятков миллионов долларов.
Согласно отчёту Air Mobility Command, две таких аварии произошли в 2022-м, и ещё одна — в августе прошлого года. В первом и третьем случаях дозаправлялись F-15E Strike Eagle, во втором – F-22 Raptor. В случаях с F-15E наконечник штанги застревал в приёмном гнезде, а потом «вылетал» из него и штанга ударяла по хвостовой части фюзеляжа (ХЧФ) заправщика. Финансовый ущерб – $8,3 млн. и $14 млн. (в последнем случае были сильно повреждены не только ХЧФ танкера, но и штанга – фото в заголовке). АП с участием F-22 обошлось всего в $100 тыс. – наконечник штанги деформировался.
Непосредственной причиной называют излишнюю жёсткость штанги дозаправки. Интересно отметить, что ранее штанга считалась недостаточно прочной. Видимо, её конструкцию усилили – но при этом жёсткость повысилась.
Командование говорит о неизбежных «детских болезнях» любого нового самолёта. Но позвольте! KC-46 выпускается уже шесть лет и построен в количестве под сотню бортов. Он когда перестанет быть новым – лет через пятьдесят?
Обвиняют лётчиков заправлявшихся истребителей – якобы, они не слишком точно пилотировали свои машины. Досталось и операторам – за не слишком грамотное управление штангой. Однако дозаправка в воздухе – стандартная для ВВС США операция, выполняемая регулярно. Парк Air Mobility Command насчитывает ~380 стареньких танкеров KC-135, пару десятков KC-10 и 70+ пресловутых KC-46. Однако проблемы – многочисленные – имеются именно у последнего.
Для предотвращения аварий была увеличена «зона дозаправки» (расстояние между хвостом танкера и носом заправляемого самолёта). Считалось, что так будет удобнее работать оператору, управляющему штангой. Процедура была изменена в ноябре прошлого года, после августовского инцидента. Однако в июле текущего года произошла еще одна авария, связанная со штангой заправщика. Так что изменение зоны дозаправки оказалось неэффективным.
Сейчас Boeing работает над модернизацией системы дозаправки. ВВС США ранее заявляли, что доработки начнутся в 2026-м финансовом году (он исчисляется с 01.11.2025). Но пока ничего не слышно.
Такое впечатление, что Boeing разучился строить заправщики. А ведь фирма занимается этим уже почти 80 лет, начиная с первых танкеров, переделанных из бомбардировщиков B-29 Superfortresses – они поступили на вооружение в 1948-м году. Видимо, «в консерватории что-то неладно» (Михаил Жванецкий) – опыт впрок не идёт…
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео:


