Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
История двух подводных лодок U-530 и U-977 Третьего Рейха, которые после капитуляции Германии отказались сдаваться и совершили трансатлантический переход в Аргентину, довольно общеизвестна, но обросла бесчисленным количеством версий и легенд. Особенно это относится к подводной лодке U-977, прибывшей туда последней.
В Аргентину, которая на момент их отплытия весьма дружелюбно принимала немцев они шли в подводном положении 66 дней, а сам переход от берегов Норвегии до Аргентинского порта Мар-дель-Плата, где она была интернирована, занял 108 суток.
Но повышенный интерес вызван не длительностью перехода, за всю историю Второй мировой войны он стал всего лишь вторым. Рекорд подводного плавания без всплытия на поверхность с результатом 68 дней принадлежит U-978. По мнению ряда историков, именно на U-977 из поверженного Берлина был тайно вывезен Гитлер с Евой Браун. Некоторые считают, что в Аргентину, другие идут дальше и настаивают на секретной нацистской базе в Антарктиде. Кстати, версию про Антарктиду первой опубликовала газета «Эль-Диа» города Монтевидео, почти сразу по прибытию лодки, а потом уже о ней затрубили СМИ во всем мире.
Спустя семь лет, после того как война закончилась, в 1952 году командир подлодки публикует книгу под названием «U-boat 977» (Подводная лодка 977). На русском языке она вышла в 2011-м под названием «Легендарная подлодка U-977. Воспоминания командира немецкой субмарины. 1939–1945».
«… тайна подлодки U-977 уже стала объектом столь многих комментариев, что я чувствую необходимость рассказать её подлинную историю», написал в предисловии автор.
Так что же поведал нам гитлеровский подводник? По его версии все было довольно прозаично. Подводная лодка U-977 была спущена на воду весной сорок третьего. Это как раз то время, когда союзники наконец научились эффективно с ними бороться и подводники начали нести большие потери. Как охарактеризовал этот перелом Карл Дениц:
«События в мае 1943 года однозначно продемонстрировали, что достигнута та точка, когда противолодочная оборона двух великих морских держав (США и Великобритании) превзошла боевую мощь наших подводных лодок».
Возможно, потопили бы и ее, но после ряда крупных поломок (в середине войны качество было уже не то), лодку переводят в разряд учебных. В качестве тренажера она болтается по трем учебным флотилиям. К концу войны нацисты начали выгребать все ресурсы. U-977 оборудуют шнорхелем, позволяющем идти на дизелях на перископной глубине и в середине апреля сорок пятого отправляют в первый боевой поход у берегов Норвегии. Командиром стал Хайнц Шаффер. В первом походе успеха субмарина не добилась, и второго мая, пополнив запасы уходит во второй поход, теперь ее цель коммуникации Ла-Манша.
В принципе, после самоубийства Гитлера особого смысла в этом не было, но его пост занял адмирал Дениц, а командующий флотилией проводил их в путь напутственным словом:
«Его прощальная речь заканчивалась словами: «Сражайтесь до конца. Германия никогда, никогда не сдастся». Итак, используя шнорк по ночам, мы покинули берега Норвегии. Нам приказано отправиться в Саутгемптон, постараться проникнуть в гавань и нанести как можно больше вреда» вспоминает в своей книге Хайнц Шаффер.
Поэтому, когда 8-го мая они получают приказ Деница о капитуляции и требование о сдаче первому же встреченному кораблю союзников, Шаффер в это не верит, даже прекращает радиосвязь. Он собирает команду и излагает свое мнение:
«…совсем не похоже, что адмирал Дениц когда-нибудь формально сдастся. Может быть, наше сопротивление сломлено и при перевесе противника сто к одному они сражаются на нашей земле. Но не может быть и речи о том, чтобы согласиться с этим приказом, пока мы не выясним всех обстоятельств» изложил он суть выступления в своей книге.
Впрочем, от продолжения боевых действий он решил отказаться. Сдаваться он счел позором и предложил экипажу уплыть в Аргентину, благо поход только начался, топлива и продовольствия хватало. А там уже будет ясно, возможно это не окончательное поражение. За это и предложил проголосовать.
Игра в демократию закончилась тем, что мнения экипажа разделились. Из 48-ми человек 31 поддержали его, двое захотели в Испанию (плыть все же поближе), а 16 моряков, в основном семейных заявили, что уже всласть навоевались и хотят к женам и детям. Чтобы не доводить дело до открытого конфликта «семейных» высадили на берег, где они заявили, что лодка потонула и спаслись только они.
Субмарина же под шнорхелем, не поднимаясь на поверхность, малым ходом пошла на юг. Всплыли только через два с лишним месяца, за Гибралтаром. Топливо уже значительно поубавилось, дальше в целях экономии шли в надводном положении.
Даже устроили традиционный праздник Нептуна с посвящением всех, впервые его переплывших. Радио теперь уже слушали. Новости не порадовали. Испанский они знали плохо, но то, что U-530 прибыла в Аргентину в Мар-дель-Плата и была с экипажем передана американцам, поняли. Впрочем, менять курс было уже поздно, прибыли в тот же порт и сдались аргентинцам.
Встретили их тоже неласково. Аргентина под шапочный разбор все-таки присоединилась к союзникам. Их экипаж тоже интернировали, а к Шафферу появилось много вопросов. Аргентинцев интересовало, куда делся бразильский крейсер Байя, исчезнувший в районе экватора. А падких на сенсации американцев после статьи в «Эль-Диа» гораздо больше интересовало, не было ли у него на борту случайно Гитлера с Евой Браун. И если да, то куда он их доставил.
Впрочем, от первого обвинения он отбился довольно легко. Подтвердил судовым журналом, что был от места исчезновения далековато, да и торпеды все на месте оказались. С вторым было потяжелее, американцы допрашивали долго, даже очные ставки с командиром U-530 Вермутом проводили. Потом, вероятно, надоело и капитана отправили в Европу. Поскольку боевыми успехами он похвастаться не мог, сидел недолго. После освобождения вернулся в Аргентину. Однако спокойной жизни не получилось.
В 1950-м году в Аргентине Ладислао Сабо издает книгу с довольно кричащим названием: «Hitler esta vivo» (Гитлер жив). Шаффер опять в эпицентре грандиозного скандала. Желая оправдаться садится за мемуары. Книга у него получилась довольно интересной, несмотря на избыток напыщенного патриотизма и подчеркнутого покаяния. Его коллега Герберт Вернер свои «Стальные гробы» написал и проще, и честнее. Тем не менее, даже после опубликования мемуаров «U-boat 977» вопросы все равно остались.
«- как случилось, что две немецкие подлодки выбрали для сдачи не только одну страну (далёкую от места их дислокации), но и один порт, причём (если верить книге) плыли без карт Южной Америки, ориентируясь на координаты из общедоступных книг?
— почему в книге упоминается лишь дефицит мыла, а не продовольствия и топлива? Ведь подлодка должна была дежурить в Европе, а совершила один из самых дальних походов того времени.
— зачем подлодка вообще была послана на боевое патрулирование, когда было известно, что Германия капитулирует в ближайшие дни?» задает вполне резонные вопросы журналист Валерий Бовал в своей статье «Тайны немецкой подводной лодки U-977 – о чем умолчал командир?».
Да, похоже действительно этот маршрут был довольно хорошо изучен и отработан. И тщательно спланирован. А вот зачем его совершили, до сих пор загадка.
Поделись видео: