Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В результате распада Советского Союза российское авиастроение оказалось одной из наиболее пострадавших отраслей промышленности. В условиях разрушения устоявшихся технологических цепочек потребовалось всего несколько лет для того, чтобы гражданское авиастроение растеряло большинство завоеванных ранее позиций на мировом рынке. И все же усилиями российских инженеров эта ситуация медленно меняется.
В середине 1970-х годов практически 100% дальнемагистральных авиаперевозок в СССР и странах социалистического лагеря осуществлялось с использованием самолетов Ил-62. Для своего времени это была хорошая машина, но уже ко второй половине 1970-х она перестала отвечать быстро растущим потребностям дальнемагистральной авиации. В частности, перевозчиков не устраивала пассажировместимость и дальность полета бортов, из-за чего приходилось увеличивать количество рейсов. Поэтому в те же годы в Советском Союзе началась разработка нового дальнемагистрального пассажирского самолета – Ил-86, которая получила двигатель НК-86 с отдачей 13 тысяч кгс, ставшего продуктом глубокой модернизации двигателя НК-8 от Ил-62. С новым агрегатом пассажирский самолет мог совершать рейсы на расстояние в 5.25 тысяч км.
Однако, и такой дальности полета советским конструкторам казалось мало. Поэтому в конце 1970-х годов на базе Ил-86 началась разработка новой машины – Ил-96, которую планировалось оснастить еще более мощными двигателями — НК-56 с отдачей 18 тысяч кгс. Предполагалось, что благодаря четверке таких установок новый пассажирский лайнер сможет выполнять рейсы на расстояние в 9 тысяч км. Однако, по злой иронии судьбы Куйбышевский завод оказался слишком загружен военными проектами, из-за чего все работы по НК-56 пришлось свернуть. В свою очередь проектируемый Ил-96 было предложено оснастить менее мощным двигателем ПС-90 с отдачей 16 тысяч кгс, созданного пермскими специалистами. Нужно ли говорить, что переход проекта на новый агрегат вынудил конструкторов едва ли не полностью переделывать проект самолета?
Несмотря на все описанные выше злоключения, новый самолет все-таки увидел свет в 1988 году, получив индекс Ил-96-300. По ряду причин большого количества этих лайнеров произвести не успели, а потому 96-ые выпущенные в количестве 33 единиц используются сегодня преимущественно в качестве правительственных бортов. При этом после распада СССР отечественные конструкторы не сидели сложа руки и постоянно предпринимали попытки как оснастить Ил-96 новыми двигателями, так и доработать уже существующий ПС-90. Работы в этой области неустанно велись и в «голодные» 1990-е годы, и ранние 2000-е. Наконец, пришел 2007, который без преувеличения изменил все.
Многолетние усилия российских специалистов не прошли даром и в 2007 году на базе оригинального ПС-90А был создан двигатель ПС-90А1 с увеличенной с 16 до 17.4 тысяч кгс тягой. Таким образом впервые с начала 1980-х годов отечественным конструкторам удалось практически полностью добиться того, о чем мечтали еще советские инженеры работавшие над двигателем НК-56. Так, благодаря появлению более производительного ПС-90А1 стало возможным всерьез задуматься не только о создании грузовой версии Ил-96-400Т, но и всерьез взяться за разработку новой дальнемагистральной модели Ил-96-400М на 370 пассажиров, работы по которой стартовали в 2015 году. Наконец, в 2023 году новый самолет успешно прошел первым испытания, а проект Ил-96 впервые со времен СССР приобрел законченный вид. Но главное в том, что создание нового двигателя внушает оптимизм в отношении будущего отечественного авиастроения. Ведь в конечном счете самолет всегда строится вокруг двигателя, а не наоборот.