Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
По сравнению с советским периодом сейчас покупка автомобиля не вызывает особых проблем.
Главное иметь достаточно денег и найти время, чтобы посетить автосалон или комиссионку. А вот во времена СССР автолюбителям приходилось довольствоваться ограниченным количеством моделей авто.
И хотя производители выпускали достаточно машин, по статистике личным транспортом владели только 45-50 граждан из 1000 человек.
Чтобы приобрести авто, советские жители ждали годами или находили посредников и знакомых.
К примеру, «Волга» была мечтой обычных граждан. Такой автомобиль могли купить «выдающиеся» люди и те, кто имел нужные знакомства и средства.
Коммерческие автомобили
Модели автомобилей, которые сейчас принято относить к «коммерческому транспорту» (автобусы и грузовики) в советское время были под запретом.
Москвичи 433 и 434 серии, пикапы «Волга», также фургоны не поступали на продажу.
При этом нельзя сказать, что такие транспортные средства пользовались особой популярностью. Но жители поселка, совхоза и колхоза не отказались бы от грузового автомобиля.
Точно также под запретом были и микроавтобусы от РАФ и УАЗ. И поэтому большинство многодетных семей, имеющих хорошее материальное положение, могли ездить только на 5-местных авто.
Не запрещенные, но и дефицитные автомобили
Во времена СССР особой популярностью пользовались модели автомобилей «Волга». Производитель выпускал 5 и 7-местные авто с багажником, вмещающим 1,5 «куба» груза.
Однако такие модели были недоступными не только из-за ограниченного выпуска, но и цены (от 9 до 12 тыс. рублей). Подобные автомобили могли купить граждане, работавшие за границей, занимающие высокопоставленные должности и известные творческие деятели.
Одним из них был советский актер Юрий Никулин. Также автомобилем владели цирковой артист Михаил Шуйдин, драматург и автор гимна СССР Сергей Михалков.
Автомобили «Москвичи» формально были доступны, но выпускались в ограниченном количестве.
Большинство из них поставлялись в государственные структуры. Только при массовом выпуске ВАЗ-2102 купить «Москвичи»-универсалы стало проще.
«Заслуженные» автомобили
После приостановления выпуска 7-местного авто ГАЗ-12 ЗИМ, покупка машин представительного класса стала невозможной.
Это относилось не только к лимузинам, но и «Чайкам», а именно ГАЗ-13 и 14.
На подобных автомобилях могли ездить только представители государственных органов и политики, которые имели долгую и «честную» службу.
И поэтому «Чайки» считались служебными авто, а ЗИЛ-111 в больших городах могли арендовать молодожены.
В начале 1980-х годов заводы начали выпускать ГАЗ-3102 марки «Волга».
Из-за ограниченного количества официально авто в продажу не поступало, а выдавалось только чиновникам «высшего среднего звена», а именно секретарям райкома, директорам крупных фабрик и заводов.
«Запрещенные» иномарки
Как и модели «Волги» и «Москвичей», на территории СССР иномарки были в дефиците.
В редких случаях иностранными авто пользовались руководители государственных предприятий и состоятельные личности.
Знаменитости и творческие деятели иногда получали разрешение на покупку и ввоз иномарок.
Кроме того, авто были доступны через УПДК (управление делами дипкорпуса). Как правило, их продавали журналисты, бизнесмены и дипломаты, приехавшие из зарубежных стран.
При этом для их покупки граждане должны были иметь специальное разрешение, выдаваемое госорганами.
Лучшие модели, разумеется, приобретали политики, чиновники и те, кто занимал высокие должности. Менее престижные и сломанные авто доставались «простым» людям, имевшим письменное разрешение.
Автомобили для бездорожья
В советское время обычные граждане жили в районах, где не было асфальтированных дорог, и не имели возможности передвигаться по бездорожью из-за отсутствия автомобилей.
Однако к концу 1950-х годов в продажу поступили полноприводные модели и варианты «Москвичей-410», универсалы и ГАЗ-М72, сконструированные на базе авто «Победа».
При этом до появления «Нивы» ВАЗ-2121 данные внедорожники были недоступны до конца 1980-х годов.
Даже списанные автомобили получали только счастливчики, имевшие письменное разрешение.
К примеру, самые известные экземпляры принадлежали писателю Михаилу Шолохову, которые сейчас находятся в его музее.
УАЗ-469 и ГАЗ-69, принадлежавшие писателю, имели необычный дизайн, сиденья и жесткую крышу. Ветровое стекло, расположенное с правой стороны, было сдвижным.
«Черные» универсалы
К ним относятся Чайки, которые выпускались в 1976-1981 годы и по 5 экземпляров в год. Для советских жителей авто считалось диковинным, и поэтому увидеть его на дорогах было невозможно.
Они производились под заказ госструктур, и выдавались влиятельным чиновникам. Одним из редких моделей «Чайки» был ГАЗ-13С, производимый заводом «РАФ».
Авто оснащались запасками, прикрепленными к задней двери с левой стороны. Салон подходил для перевозки медтехники.
Позднее завод начал производство ГАЗ-РАФ-3902. Несколько экземпляров авто были отправлены президенту Кубы Фиделю Кастро в качестве подарка.
На заводах также выпускался ЗИЛ-114ЕА, который присутствовал в кортеже генерального секретаря Леонида Брежнева.
Автомобили «Победа»
С 1930 года завод «ГАЗ» начал выпускать ограниченное количество авто для советских спецслужб НКВД, МГБ и КГБ.
Главной особенностью автотранспортов являлись их технические параметры, которые были известны инженерам, участвовавшим в сборке и тем, кто управлял.
Внешне они не выделялись среди других автомобилей.
Первой подобной моделью был ГАЗ-М1, комплектованный зарубежным двигателем V8 от компании Ford.