Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Любая техника в СССР всегда создавалась под два направления, — гражданское и военное. Не стали исключением и бронированные бульдозеры.
Причем для гражданского исполнения, бронированные листы зачастую не демонтировались. Считалось, что при начале боевых действий, используемая в народном хозяйстве техника, немедленно будет реквизирована для нужд фронта.
Сама идея по оснащению сельскохозяйственной либо военной гусеничной техники с броней принадлежит полковнику армии Н.А. Гулькевичу, который и запатентовал в 1915 году это прорывное решение. После чего и началась бесконечная череда разнообразных экспериментов.
Даже на обычные, стандартные танки устанавливались отвальные ковши, тяжеловесные лебедки и прочее инженерное оборудование.
На многих боевых машинах по сей день закладывается технологическая возможность подобной модификации.
Путепрокладчик «БАТ-М»
Данный путепрокладчик (бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный) был создан в 1953 году на базе артиллерийского гусеничного тягача.
В основном техника применялась для прокладки автомобильных дорог и нужд инженерных войск. Пяти метровый ковш на гидравлическом приводе легко грейдировал уже существующие пути сообщения, расширял их.
Ломал деревья в глухой и пересеченной местности, срезал и выравнивал крутые пригорки, засыпал рвы и воронки, проделывал просеки в мелколесье и кустарниках.
Так же немаловажной была функция по снегоуборочной деятельности.
Кабина из толстого железа надежно защищалась броне стеклами. Вездеход оснащался специальными воздушными фильтрационными установками. При химическом заражении экипаж мог обходиться без средств индивидуальной защиты дыхательных путей.
Второе поколение (БАТ-М2) дополнительно комплектовалось крановой стрелой — манипулятором, грузоподъемностью до 2 тонн.
ИМР (ИМР-2)
В 1969 году на Омском заводе транспортного машиностроения, на базе основного танка Т55 был разработан комплекс ИМР (инженерная машина разграждения).
Главному конструктору Морозову А. А. удалось заложить в изделие целый спектр задач, которые оно могло выполнять как в военной, так и в гражданской жизни.
Бульдозерное и крановое оборудование, колейный ножевой минный трал, электромагнитная приставка и установка разминирования, — вот те основные агрегаты, которые шли в базовом комплекте этого тихохода.
То есть машина могла прокладывать дороги для автомобильных колон там, где их вовсе нет. Даже если речь идет про лесные массивы или заболоченные, непроходимые участки местности, за этим гусеничным монстром смело можно было двигаться на грузовиках.
Предусматривалась перспектива эксплуатации в условиях вечной мерзлоты с глубиной промерзания грунта до 25 сантиметров.
Военное применение ИМР не ограничивалось разминированием. Установка часто использовалась и при эвакуации подбитой техники, и при ее ремонте, и при прокладке каналов связи, рытье окопов, создании фортификационных объектов и их уничтожении.
При аварии на Чернобыльской атомной электростанции именно этим машинам удалось расчистить подъездные пути к опасному объекту.
А для работы вблизи источника повышенного радиационного излучения был создан единственный в мире прототип бульдозера на дистанционном управлении.
Так же этот универсальный гигант использовали на озере Карачай, самым крупном на планете могильнике радиоактивных отходов ПО «Маяк».
Т-800
В 1983 году на Челябинском тракторном заводе был сконструирован сверхтяжелый гусеничный трактор.
Комплектовался этот монстр отвальным бульдозерно-рыхлильным агрегатом с шестиметровым ковшом.
Основным назначением Т 800 было обслуживание советской горно-рудной промышленности. Нашел он свое применение именно в карьерах, при добыче полезных ископаемых. Особенно машина стала незаменимой на алмазных приисках в Якутии.
Это обусловливалось тем, что при добыче алмазов применялся взрывной метод, а зачастую, взрывы образовывали микротрещины в самих драгоценных камнях, катастрофически снижая их стоимость.
На одной из зарубежных выставок тяжелой техники, «Челябинское чудо» сравнили с терминатором из одноименного фильма Джеймса Кемирона.
Причем журналисты утверждали, что если «Скайнет» будет советским, то он непременно создавал бы не киборгов убийц, а именно бульдозеры, чтобы помочь всему человечеству и освободить его от тяжелой работы.
В кабине не было никакой шумоизоляции, гашение вибрации тоже отсутствовало.
Машинисты, по праву считались настоящей элитой в своей профессии, да и труд их был настолько тяжел, что рабочие смены длились всего 3-4 часа в сутки.
Порою технику не глушили месяцами, так как завести гигантский двигатель являлось настоящей проблемой.
Даже заправки проводились без остановки стального 820 сильного силового агрегата.
Серьезной проблемой стала и отправка Т800 авиатранспортом от Челябинска до заказчика. Единственным самолетом в мире, способным справиться с этой задачей стал АН 255 (Мрия).
До 1991 года, Т800 считался самым большим гусеничным бульдозером в мире, впоследствии он стал примером и идейным вдохновителем для японской компании Komatsu, которые превзошли рекорд советских инженеров.