Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
1900 год, Франция. Автомобилей на всю страну меньше трех тысяч, дороги оставляют желать лучшего, а о какой-то развитой инфраструктуре для автомобилистов и говорить не приходится. В этой обстановке два брата, Андре и Эдуард Мишлен, основатели компании по производству шин, придумывают интересный маркетинговый ход. У них рождается идея «Красного гида».
Изначально это был совершенно бесплатный справочник для автомобилистов. В нем были карты, инструкции по замене и латанию шин (ну а как же без этого), списки заправочных станций, гостиниц и, закусочных, где можно было перекусить в пути.
Задумка Братья Мишлен была в том, чтобы люди больше путешествовали на своих авто. А чем больше люди ездят, тем быстрее изнашиваются шины на колесах автомобилей. В их глазах это был не просто справочник, а маркетинговый инструмент, стимулирующий спрос на продукцию их компании
Как гид Мишлен получил популярность у гурманов
Шли годы, «Красный гид» распространялся бесплатно, тиражи росли. Но однажды Андре Мишлен увидел, что его бесплатные гиды используют как подпорки для верстака. Это заставило его кардинально пересмотреть подход к своему детищу.
И тут братьев осенило: человек по-настоящему ценит только то, за что платит. И в 1920 году «Красный гид» становится платным, его стали продавать по 7 франков.
Но это было не единственное изменение. Из гида исчезла реклама (что, согласитесь, повышает доверие), а списки ресторанов и отелей стали подробнее и более структурированнее. Сначала, правда, изменения коснулись только Парижа, но процесс был запущен.
Это был поворотный момент. «Красный гид» Мишлен перестал быть просто полезным справочником для автомобилистов. Он начал формировать вкусы, определять предпочтения и задавать стандарты.
Анонимные инспекторы и звезды Мишлен
Братья Мишлен, наблюдая за растущей популярностью ресторанного раздела своего гида, поняли: нужно что-то менять. И они приняли, пожалуй, самое важное решение в истории «Красного гида» – нанять команду анонимных инспекторов. Этаких «тайных гурманов», которые инкогнито посещали рестораны и оценивали их по ряду критериев.
В 1926 году в гиде появляется первая звезда Мишлен. Она означала, что ресторан очень хорош в своей категории. А в 1931 году система звезд расширяется до трех:
Одна звезда: Очень хороший ресторан в своей категории.
Две звезды: Отличная кухня, ради которой стоит немного изменить маршрут своей поездки
Три звезды: Исключительная кухня, достойная отдельного путешествия.
Заметили, как тонко здесь все связано с изначальной идеей? Чем больше звезд, тем дальше, по мнению Мишлен, стоит ехать до ресторана. А чем дальше ехать… ну, вы поняли. 😉
В 1936 году компания Мишлен публикует подробные критерии, по которым оцениваются рестораны. И, что интересно, эти критерии остаются практически неизменными и по сей день:
- Качество ингредиентов: Используемые продукты должны быть свежими, высококачественными и, желательно, местного производства. Важно не только качество самих продуктов, но и их «происхождение».
- Мастерство владения кулинарными техниками: Оценивается не только умение повара готовить, но и его виртуозность, владение различными техниками приготовления пищи, а также способность правильно обрабатывать и подготавливать ингредиенты.
- Гармония и баланс вкусов: Блюда должны обладать сбалансированным и гармоничным вкусом. Важно, чтобы все ингредиенты сочетались друг с другом, создавая единую вкусовую композицию.
- Индивидуальность шеф-повара, выраженная в кухне: Оценивается, насколько ярко в блюдах проявляется индивидуальный стиль и видение шеф-повара. Ресторан должен предлагать не просто еду, а авторскую кухню, отражающую личность шефа.
- Постоянство качества: Важно, чтобы ресторан поддерживал высокий уровень кухни не только во время визита инспекторов, но и на протяжении всего времени. Качество блюд должно быть стабильным, независимо от дня недели или сезона.
«Красный гид»: сквозь войны и десятилетия
Во время Второй мировой «Красный гид» сыграл неожиданную и очень важную роль. Издание 1939 года, содержащее подробнейшие карты французских городов, оказалось ценным пособием для союзных войск во время высадки в Нормандии.
После войны, в 1945 году, выпуск гида возобновился. А в 1955 году появилась система Bib Gourmand – отметка, присуждаемая ресторанам с отличным соотношением цены и качества.
Сегодня «Красный гид» Michelin – уже не просто справочник и рейтинг. Это культурный феномен с мировым авторитетом в области гастрономии. Гид издается более чем в 23 странах, в 14 различных изданиях. Первый гид по США вышел в 2005 году, по Токио – в 2007, а по Гонконгу и Макао – в 2008. Всего продано более 30 миллионов экземпляров.
Сейчас получить звезду Мишлен – мечта любого шеф-повара. Знаменитый Гордон Рамзи как-то сказал, что потеря звезды Michelin – это как потерять девушку. А другой известный кулинар Жоэль Робюшон отмечал, что после получения первой звезды его бизнес вырос на 20%, после второй – на 40%, а после третьей – на 100%!
Интересно, что компания Michelin никогда официально не раскрывала, приносят ли гиды прибыль. Но, несмотря на это, они продолжают их выпускать, поддерживая репутацию и, конечно же, стимулируя продажи шин.
Поделись видео: