Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В Сети широко распространены ролики, где танки горят и взрываются. Это неотъемлемая часть практически любой войны за прошедший век, но есть случаи, когда экипаж и автоматика спасли машину от уничтожения. Танки давно оснащают автоматическими системами пожаротушения. Первые серийные образцы были ещё в 40-е годы прошлого века и активно использовались на войне. А что же сейчас? Автоматическое ППО потеряло актуальность?
Система «Иней»
Проектирование топливных баков используется в танкостроении с 60-70 годов прошлого века, а пришла технология из авиации. Губчатый наполнитель или самозатягивающаяся резина предотвращают потерю топлива, но для танка страшно не это, а пожар в баке с дальнейшим распространением в топливной системе.
Чтобы избежать подобных случаев, в танках есть возможность изоляции топливного бака и автоматическая или ручная система пожаротушения. Зачастую она одноразовая и экипаж не всегда успевает привести её в действие (если не сработала автоматика). Далеко за примерами автоматических ППО бежать не надо… В СССР была разработана система «Иней», состоящая из оптических датчиков, разбросанных по всему танку. Основные места – баки с ГСМ, укладки с боеприпасами, МТО блок управления и три вида огнетушителей, один из которых ручные. Другие два представлены баллонами с хладоном 13В1 (быстродействующий баллон) и 114В2. Первые имеют малую ёмкость и кроме хладона 13В1 (он же CF3Br), кроме хладона содержит Азот для уменьшения времени срабатывания и фактически является одноразовым. Их ставят в отделение управления и боевое отделение для тушения очагов возгорания в топливных баках и местах укладки снарядов. Такой же баллон используют в механизме и автомате заряжания. А вот 114В2 обладает большей ёмкостью, не имеет столь же высокой скорости реакции, но может работать несколько раз до снижения температуры в очаге возгорания. Монтируется в моторном отделении для ликвидации возгорания двигателя и топливной системы в непосредственной близости от него.
Подход «западных стран»
В НАТО используют другие принципы работы автоматических ППО, а датчики не оптические или инфракрасные… Они представлены одноразовыми коаксиальными приборами, которые при температурах 200-300 градусов Цельсия снижает сопротивление электрического тока.
В контексте пожаров, хочу отметить неэкономичность двигателя «Абрамса», что при длительном использовании танка без должного снабжения проводит к расходу лобовых баков и здесь не поможет даже автоматическое ППО – пары топлива взорвутся, что при ёмкости не менее 800 литров неминуемо приведёт к печальным последствиям. У машин советской школы расход топлива ниже, лобовые баки расходуются реже, что приводит к пожарам, но не к взрывам от топливных баков. В связи с этим, нормально обслуженный танк сам спасёт экипаж благодаря ППО «Иней», ликвидируя очаг возгорания или даст время на эвакуацию.
Пожар боекомплекта
Справедливости ради, у машин советской школы не всё так гладко с ликвидацией пожаров в боевом отделении… Снаряды более подвержены детонации, плюс полу сгораемые пироксилиновые гильзы и отсутствие сколь-нибудь эффективной защиты транспортёров МЗ/АЗ на подавляющем большинстве танков не даёт возможности быстро и эффективно работать АППО. В этом контексте, датчики не успевают срабатывать, а баллоны 13В1 или не срабатывают, или срабатывают с большой задержкой. Совсем бесполезной такую систему тоже не назовёшь… При поражении боевого отделения, не задев автомат заряжания, автоматическое ППО довольно эффективное. Между правым баком стеллажом и автоматом заряжания нередко встречаются три баллона 13В1, которые срабатывают поочерёдно. Их сопла направлены в сторону транспортёра механизма или автомата, плюс штатный баллон 13В1 в самом транспортёре.
А что же «Абрамс»? У него нет автоматической ППО для укладки снарядов. В целом, логично, ведь в корме башни есть перегородка и вышибные панели, но как показала практика текущего конфликта, лучше бы ППО там было… В руководстве к американскому ОБТ сказано, что в случае пожара БК, танкисты должны повернуть башню на борт и ждать, пока весь боезапас не выгорит. Есть только одно очень важное НО – в боевом отделении ситуация будет приближена к духовке. С другой стороны, попытка эвакуации возможна только через люк механика-водителя в корпусе ли командира и наводчика в башне, что неизбежно приведёт к ожогам. Противник «на своей шкуре» ощутил описанный сценарий. А вот коллеги на других машинах не редко успевают покинуть танк, если снаряд или кумулятивная струя не задели снаряды.
Как можно заметить, оба подхода к защите снарядов имеют свои плюсы и минусы, но автоматическая система пожаротушения есть в любом случае. Для западных танков, она актуальна из-за топливной системы, которая у любого танка распределена по корпуса, а баллоны с хладоном опциональны и чаще зависят от размещения боеприпасов. Практически у всех танков мира, часть БК к основной пушке хранится в корпусе… Исключение только М1 «Абрамс». Отмечу, что при возгорании снарядов, автоматическое ППО малоэффективно, а в условиях отсутствия нормальной ремонтной базы, танки могут выходить в бой вообще без ППО.
Поделись видео: