Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

В отличие от индивидуальной тактики немецких асов, советская истребительная авиация делала акцент на командной работе, звене и «чувстве локтя». Боевой устав предписывал приземляться с помощью парашюта, однако в этом случае пилот, оказавшийся на оккупированной территории, почти всегда рисковал попасть в плен или стать жертвой. В таких ситуациях действовало неписаное правило: любой ценой «выручать» своих. История знает несколько выдающихся случаев, когда это правило выполнялось с огромным риском для жизни и выдающимся мастерством.
Операция на льду
10 февраля 1940 года во время бомбардировки над озером Куолемаярви самолет старшего лейтенанта Михаила Мазаева был поражен. Летчику удалось посадить горящий АНТ-40 на лед, но к месту падения уже спешили финские солдаты. Командир пары, Михаил Трусов с прозвищем «Медведь», не раздумывая, приземлил свою машину рядом. Под огнем Мазаев и двое членов его экипажа втиснулись в самолет Трусова: один в бомболюк, двое — в кабину стрелка. Несмотря на то что лыжи за эти короткие моменты примерзли ко льду, Трусову все же удалось оторваться и уйти. Этот случай, названный командованием «исключительным примером взаимной помощи», лег в основу стихотворения Александра Твардовского «Высшая честь», где звучат известные строки: «…Но друга спасти — это высшая честь».
Человек на расчалке
В августе 1941 года звено «Чаек» — истребителей И-153 — под командованием старшего лейтенанта Николая Свитенко атаковало немецкую колонну. Самолет командира получил серьезные повреждения от зенитного огня, и он приказал ведомому Алибеку Слонову уходить. Тот проигнорировал приказ, следуя за командиром на поле у деревни Клопицы. Времени на раздумья не было: Слонов закричал, чтобы Свитенко прыгал на крыло. Командир схватился за расчалки (металлические тросы жесткости биплана), и Слонов взлетел под минометным огнем. Этот невероятный полет длился десять минут, где один удерживался в встречном потоке, а другой пытался выровнять и стабилизировать перегруженную машину. Посадка на аэродроме под Стрельной прошла успешно.
Сто километров на крыле
14 января 1943 года под Абинской зенитный снаряд попал в двигатель «Чайки» старшего сержанта Николая Евсеева. Он смог спланировать на поле, но к нему уже спешили 30-40 немецких солдат. Командир эскадрильи, старший лейтенант Анатолий Куксин, приземлился рядом. В наградном листе кратко указано: «…положил на левую плоскость своего самолета сержанта Евсеева, взлетел и успешно доставил на свой аэродром». По воспоминаниям, Евсеев преодолел более ста километров, продолжая лежать на крыле.
Грузовой транспорт
Самый необычный случай произошел 10 марта 1944 года. После штурмовки немецкого аэродрома пилоту подбитого Як-3 младшему лейтенанту Иосифу Стопе удалось выпрыгнуть из самолета, но он оказался на оккупированной территории. Первым к нему приземлился на Ил-2 младший лейтенант Владимир Милонов, но его шасси было повреждено. Затем сел свой штурмовик старший лейтенант Андрей Демехин, чей самолет также увяз в грунте. Пока летчики под огнем пытались вытащить машину, их прикрывали с воздуха. В итоге на одном Ил-2 удалось эвакуировать пятерых человек: Стопа и Милонов разместились в кабине стрелка, уступив место сержанту Разгоняеву, который вместе со стрелком Хирным устроился на подкосах шасси. Крайне перегруженный «летающий танк» все же смог взлететь и пересечь Днепр.
Герой Советского Союза Андрей Демехин, скромно оценивая свой поступок, позже сказал: «По-моему, я просто выполнил долг советского воина»
Источник: russian7.ru
Поделись видео:







