Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В годы Великой Отечественной войны было множество редких и уникальных случаев не типичных даже для фронта. Однако случай с Семеном Степановичем Мухиным даже среди других необычных случаев является крайне редким и, возможно, единственным. Как известно сбитый летчик спускаясь на парашюте является отличной мишенью, как для вражеских самолетов, так и для солдат на земле. Но что будет, если сбитых будет двое или несколько? Причем с разных противоборствующих сторон?
Семен Степанович Мухин родился 2 февраля 1910 года в селе Медведки Венёвского района Тульской области. Окончил 1 класс сельской школы. Работал в горноразведочной партии при тресте «Москвауголь». В 1928 году переехал в Вологду, затем в Москву, где работал аппаратчиком и чернорабочим на алкалоидном заводе. В 1932 году вступил в партию. После призыва в Красную Армию в 1934 году был направлен на обучение в Ейскую школу морских летчиков.
После обучения он служил в качестве летчика-инструктора, затем командира звена в 30 учебном авиационном полку.
Училище мне дало путевку в небо, путевку в жизнь, дало профессию летчика-истребителя. Я всегда вспоминаю о нем с благодарностью (Из письма Мухина командованию училища)
С началом Великой Отечественной войны на базе училища был сформирован истребительный авиационный полк. В составе этого полка Семен Мухин на фронте совершал по два три боевых вылета в день. 18 сентября 1942 года командир звена 62-го истребительного авиационного полка капитан Мухин вместе с напарником Масловым вылетели на самолетах ЛаГГ-3 на перехват немецкого самолета-разведчика «Фокке-Вульф» FW-189, он же «Рама».
Немец летел на высоте примерно в три с половиной тысячи километров и должен был корректировать огонь вражеской артиллерии по советским позициям. Советские истребители атаковали вражеский разведчик, но тот яростно защищался. Одной пулей Мухин был ранен в ногу. У него закончился боезапас. Тогда капитан лопастью винта своего самолета ударил по хвостовому оперению вражеского самолета.
Вражеский разведчик пошел штопором вниз. Но и управление советского истребителя было повреждено. Мухину пришлось покинуть самолет.
Когда парашют раскрылся, ощутил пьянящую тишину… Рядом послышались какие-то хлопки. Огляделся. Чуть ниже спускались два парашютиста. Они были примерно в пятидесяти метрах от Мухина и, похоже, стреляли. Ветер относил парашютистов в море, в том числе и его… (Источник: «За взлетом взлет» Глушанин Евгений Павлович. «Дуэль Семена Мухина»)
Капитан оттянул стропы, чтобы ускорить снижение. Однако ветром его понесло еще ближе к фашистам. Те продолжали стрелять, но пока что не попали. Тогда Мухин вынул пистолет из кобуры и открыл ответный огонь.
В парашюте Мухина появилось несколько дыр. Что делать? Конечно, отвечать тем же. Дуэль продолжалась до самой воды. В воде купол парашюта накрыл Мухина. Освободился, осмотрелся. Немцев рядом нет. (Там же)
Наш летчик поплыл ориентируясь по солнцу. Над его головой пролетали немецкие самолеты. Тогда ему приходилось нырять под воду, чтобы не быть замеченным. Затем в небе вновь появились советские истребители. Завязался воздушный бой. Мухин продолжал плыть пока впереди не замаячил военный катер. Оказалось, что это свои моряки, которые и подобрали капитана.
Что касается летчиков сбитого немецкого самолета, то согласно немецким данным в тот день с боевого вылета в районе Кабардинка-Геленджик не вернулся самолет FW 189A-2 (№2279) из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков пилотируемый фельдфебелем Германом Вальдманном. На борту, помимо него, находились: наблюдатель и командира экипажа лейтенант Карл Кольшмитт, а также стрелок унтер-офицер Рихард Витт.
Немецкие летчики до сих пор считаются пропавшими без вести. По всей видимости из этой троицы один погиб еще в самолете. Двое других спускаясь на парашюте были ранены Мухиным в этой дуэли и не смогли выплыть. В конечном итоге все трое оказались на морском дне.
Подобравшие капитана Мухина матросы закутали его в теплую одежду и доставили на берег. Позже с победой его поздравил командир морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района генерал-майор авиации Павел Павлович Квадэ.
За период летной работы произвел 6647 вылетов. Из них: 200 боевых вылетов. Провел 19 воздушных боев в которых сбил 7 самолетов противника. Участник обороны города Новороссийска. Перекопа — когда противник превосходил количеством авиации. В период напряженной боевой работы производил по 3-4 боевых вылетов в день, и в одном бою рискуя для себя жизнью принял решение — сбил таранным ударом самолет противник типа ФВ-189. (Из представления к ордену Красного Знамени Семена Степановича Мухина)
За годы войны Семен Степанович был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», двумя орденами Красного Знамени. После Победы он продолжил службу в авиации. Обучал советских летчиков. С ноября 1955 вышел в запас по состоянию здоровья. Проживал в Москве.
Поделись видео:
