Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы снова одновременно продолжаем большой рассказ о Парке Победы на знаменитой Поклонной горе в г. Москва, а также рубрику о рубках подводных лодок, которые мы встречаем в наших путешествиях.
Историю создания парка и его памятники мы рассказывали в самой первой статье, затем перешли к экспозиции вооружения ВМФ и показали рубку подводной лодки Щ-307, а в этот раз речь пойдёт о ещё одном ограждении рубки подводной лодки-минного заградителя Л-3 «Фрунзовец» типа «Л» II серии, которую мы встретили в парке в экспозиции вооружения ВМФ.
Эта лодка была заложена 6 сентября 1929 г. на Балтийском заводе в г. Ленинград под названием «Большевик».
В середине лета 1931 г. лодка была спущена на воду, а приказом от 5 декабря того же года переименована во «Фрунзовец» с бортовым номером 43.
28 декабря 1932 г. подлодка была зачислена в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря с бортовым номером 33.
5 ноября 1933 г. лодка вступила в строй и 9 ноября на ней был поднят флаг ВМФ.
В том же месяце при переходе в Кронштадт на лодке были повреждены волнорезы, в результате чего пришлось ремонтировать всю носовую оконечность только что введённой в строй подлодки.
В середине августа 1934 г. при стоянке в базе из за короткого замыкания в аккумуляторном отсеке произошёл пожар и лодку снова пришлось ремонтировать.
15 сентября того же года лодка была переименована в «Л-3», а 25 марта вошла в состав 12-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота с постоянным местом базирования в Кронштадте.
В 1938 г. подлодка в составе дивизиона отрабатывала задачи совместной огневой подготовки в Лужской губе, а в ноябре 1939 встала на капитальный ремонт и модернизацию в Ленинграде.
А в конце лета 1940 г. во время выхода от пирса завода «Судомех» на ходовые испытания в Финский залив, из-за отсутствия масла расплавились подшипники Митчиля и лодка лишилась хода, после чего была отбуксирована к пирсу бригады и снова ремонтировалась до конца февраля.
23 января 1941 г. лодка перешла в состав 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок, переформированной в сентябре того же года в 41-ю бригаду подводных лодок, с местом базирования в Либаве.
В начале июня 1941 г. лодка прошла докование в Либаве, а с 22 июня по 2 июля вышла в свой первый боевой поход в Великой Отечественной Войне.
Уже 27 июня лодка выполнила своё первое боевое задание и установила минное заграждение, одновременно обнаружив транспорт противника.
28 июня на подлодке были выявлены неисправности кормовых рулей, из за чего лодка несколько раз проваливалась на большие глубины, а 2 июля прибыла в бухту Кихелькона, затем 3 июля вышла в Триги, где по пути безрезультатно атаковала немецкую подлодку «U 145», а 5 июля прибыла в Таллин.
С 15 по 30 июля 1941 г. лодка провела свой второй боевой поход, в ходе которого 15 июля она вышла к Данцигской бухте для минной постановки, а 19 июля обнаружила два судна противника со срабатыванием минного заграждения.
21 июля на лодке была произведена замена крышки левого дизеля, а 24 июля лодка была обнаружена и безрезультатно атакована самолётом противника.
В ночь с 27 на 28 июля лодка снова была обнаружена и атакована противником, получив повреждения топливной цистерны и рубочного люка, в результате чего в лодку попала 1 тонна воды, а аккумуляторный отсек залило топливом.
29 июля лодка произвела обсервацию у острова Готланд и 30 июля встречена и сопровождена в Тринги, где во время перехода коснулась дна и до кучи повредила рули.
31 июля лодка перешла в Таллин, а от туда прибыла в Кронштадт, где с 5 по 8 августа прошла доковый ремонт.
С 1 по 18 октября 1941 г. лодка провела свой третий боевой поход в ходе которого перешла к острову Гогланд, 1 числа поступив в подчинение командира Передового отряда КБФ. и в тот же день при стоянке в бухте Суркюлля безуспешно атакована финскими кораблями.
16.октября во время шторма лодка снова получила повреждения топливных и балластных цистерн в результате бортового столкновения с подводной лодкой «Щ-310» и 18 октября вернулась в Кронштадт.
21 октября лодка перешла в Ленинград, где прошла докование и ремонт, а 21 ноября вошла в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок БФ.
14 июля 1942 г. подлодка снова перешла в Кронштадт, где ожидала развёртывания подлодок 2-го эшелона, а с 9 августа по 10 сентября ушла в очередной боевой поход к острову Лавенсари.
18 августа лодка произвела торпедную атаку вражеского конвоя, потопив транспорт с грузом руды, успешно уйдя от преследования.
23 августа лодка была обнаружена противником, но успешно скрылась от преследования, 24 августа прибыв на позицию и обнаружив большое количество кораблей противника, а также две подводных лодки в подводном положении.
25 и 26 августа лодка выстаивла минные заграждения, а также атаковала конвой, по неподтверждённым данным поразив два транспорта.
29 августа экипаж снова менял крышку правого дизеля, а 1 сентября провела две атаки на конвой противника, по неподтверждённым данным поразив два транспорта.
При возвращении на базу и форсировании Финского залива 6 сентября лодка задела минное заграждение «Насхорн», взрыв мины снова повредил топливную ёмкость. После чего лодка была атакована глубинными бомбами, получив повреждение рубочного люка.
Потом лодка была ещё несколько раз атакована и задела несколько мин, но осталась цела и 9 сентября прибыла на рейд у Лавенсари, откуда перешла в Кронштадт.
При атаке на Кронштадт 25 октября 1942 г. лодка получила повреждение антенны, но уже 27 октября снова отправилась в боевой поход, в ходе которого успешно выставила минные заграждения, атаковала и повредила транспорт, несколько раз задев минные заграждения осталась целы и пережила таран транспорта, повредив перископы. Но всё равно успешно вернувшись на базу в Кронштадт 18 ноября.
7 января 1943 г. лодка перешла в состав 1-го дивизиона бригады подводных лодок БФ, а 1 марта была удостоена Гвардейского звания.
Во время ремонта в августе «Л-3» первой в Балтийском флоте была оснащена гидроакустической станцией «Дракон-129», а до октября 1944 г. занималась боевой подготовкой.
С 1 октября по 16 ноября 1944 г. лодка снова ушла в боевой поход, выставив минные заграждения, произведя несколько атак, одна из которых была успешной, но неподтверждённой и уклонилась от преследования.
2 ноября силами экипажа был произведён ремонт правого дизеля, а 16 ноября прибыла на Ханко.
17 ноября 1944 г. лодка перешла в Турку и встала на ремонт, а 9 января 1945 г. перешла на Ханко.
В свой седьмой боевой поход лодка уходила с 23 января по 8 февраля 1945 г., выставив минные заграждения с регулярными поломками торпедных аппаратов и произведя несколько атак на конвои противника, по неподтверждённым данным поразив один транспорт и уйдя от атак противника, вернувшись в Турку 8 февраля для прохождения межпоходного ремонта.
С 23 марта по 25 апреля 1945 г. лодка снова уходила в боевой поход, выставив минные заграждения, Произведя несколько атак на конвои и отдельные суда, поразив три единицы, из которых одна подтверждённая. Уже по традиции лодка зацепила несколько минных заграждений и вернулась в Турку, где проходила ремонт вплоть до окончания войны.
Всего за период боевых действий лодка осуществила 12 минных постановок из 132 мин, на которых по неподтверждённым данным подорвалось около 20 единиц вражеского флота, правда подтверждённых из которых всего несколько штук.
15 февраля 1946 г. лодка перешла в состав 1-го дивизиона 1-й Краснознамённой бригады Юго-Балтийского флота, переформированного в январе 1947 г. в 4-й ВМФ, с
базированием в Лиепае, а 12 января 1949 г. лодка была отнесена к классу больших подводных лодок и 9 июня переименована в «Б-3».
В марте 1951 г. «Б-3» перешла в состав 158-й бригады 27-й Краснознамённой дивизии подводных лодок 4-го ВМФ, переформированного в январе 1956 г. в Краснознамённый Балтийский флот.
17 августа 1953 г. лодка была выведена из боевого состава флота и переклассифицирована в учебную подводную лодку, а 21 мая 1956 г. разоружена и преобразована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, получив 30 мая новое название «СТЖ-25», а 27 декабря того же года снова вменив название на «УТС-28».
15 февраля 1971 г. лодка была исключена из списков ВМФ и впоследствии разделана на металлолом.
Но ограждение её боевой рубки было сохранено и установлено в качестве памятника в Лиепае у штаба 37-ой Краснознаменной дивизии подводных лодок, где он простояла до 1994 г., а при выводе Российского флота с территории Латвии, демонтирована и вывезена в Россию, где в 1995 г. была установлена здесь в мемориально-парково-музейном комплексе Парк Победы на Поклонной горе.
Вообще эта лодка по неподтверждённым успешным атакам считается самой результативной в годы Великой Отечественной Войны, но по 100% подтверждённым успехам всё же уступает своей Тихоокеанской сестре С-56, из которой сделали музей во Владивостоке и о которой у нас кстати есть подробная статья.
Поделись видео:
