Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Весной 41-го года на горьковском заводе конструкторы получают задание создать компактный вездеход для нужд Красной Армии. Причем сделать его нужно было вчера. Времени на раздумья — ноль. Ресурсов — минимум. А задача — масштабная.
Изначально проблема была в том, что горьковчане видели фотографии американских разработок в журналах, это правда. Но копировать было нечего — вживую машины никто не видел. Да и зачем? На ГАЗе уже был готов полноприводный ГАЗ-61, от которого взяли кучу узлов.
Четырехцилиндровый мотор на 3,3 литра, коробка, раздатка — все это уже производилось. Просто собрали в новом, компактном корпусе.
ГАЗ-67 — так назывался прадед знаменитого «козлика», появился буквально за полгода. С февраля по август 1941-го. Это сейчас автопроизводители годами разрабатывают очередной кроссовер, а тогда за месяцы создавали автомобиль с нуля.
Правда, у первой версии была проблема — узкая колея. 1278 мм спереди и 1245 сзади. Машина оказалась неустойчивой, особенно на поворотах. Но конструкторы быстро это поняли, и к 1944 году выпустили доработанную версию — ГАЗ-67Б с колеей 1440 мм.
Что лучше
Давайте честно сравним «газик» и «виллис». По бумажным характеристикам американец выигрывает: легче на 300 кг, мощнее (60 сил против 54), быстрее (104 км/ч против 88). У него гидравлические тормоза, синхронизаторы в коробке, понижайка в раздатке.
Но вот что я вам скажу как человек, который ездил и на том, и на другом (правда, уже на музейных экземплярах). На бумаге Willys лучше. А в реальных условиях — не все так однозначно.
Более широкая колея ГАЗ-67Б давала лучшую устойчивость на раскисших дорогах. Попробуйте проехать по весенней грязи на узкой машине — она будет метаться из стороны в сторону. А «газик» с его широкой колеей шел увереннее.
Но главное преимущество советской машины было в другом. Степень сжатия двигателя — всего 4,6. Мотор работал на всем, что хоть отдаленно напоминало бензин. Американский мотор со степенью сжатия 6,48 был куда капризнее к топливу.
Философия создания
Все дело в том, что у американцев были совершенно другие условия. Willys проектировали с чистого листа, без привязки к существующим узлам. Государственный заказ, хорошее финансирование, время на доводку.
У горьковчан такой возможности не было. Им нужно было делать машину здесь и сейчас, используя то, что есть на заводе. И они справились блестяще. Да, получилось не так технологично, как у американцев. Зато любую деталь можно было найти на складе, в крайнем случае — снять с другого ГАЗа.
В годы Великой Отечественной эти машины стали настоящими побратимами. По ленд-лизу нам привезли около 50 тысяч «виллисов». ГАЗ-67 до 1945-го выпустили меньше шести тысяч — завод делал еще грузовики, танки, броневики. Но обе машины честно отработали свой хлеб.
После 45-го судьбы автомобилей снова пересеклись. ГАЗ-67Б начали выпускать массово — до 1953 года собрали около 93 тысяч. Кстати, многие американские джипы остались в СССР.
И те, и другие попадали потом к частникам. Люди ездили на них десятилетиями, ставили самодельные будки вместо тентов, меняли моторы на более свежие. Машины служили верой и правдой до самого конца.
Поделись видео:
