Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В четыре часа утра 2 июля 1918 года в пекарне на пристани Байкал (посёлок у истока Ангары) уже вовсю работали. В том числе и Дмитрий Матвеевич Белякушкин, воспоминания которого о вооружённом конфликте с белыми и чехословаками на Байкале и легли в основу данной статьи.
Он тогда работал подручным пекаря, и услышав, звуки плотной стрельбы на той стороне реки Ангары, задал вопрос пекарю, Григорию Ременникову. Тот был фронтовиком, и тут же ответил: «Это работает «Максимка». Имеется в виду – пулемёт «Максим».
Чем дальше – тем сильнее разгоралась пальба, превращаясь уже из отдельных пулемётных очередей «в сплошной рой», как выражается Белякушкин. К полудню выяснилось, что это красноармейцы пытались сдержать наступление белых и чехословаков.
«Взрыв был такой чудовищной силы, что куски железа разлетелись в радиусе 1 км»
В восемь часов утра Дмитрий, окончив свою работу и сменившись с дежурства, находился дома, и часа в два дня увидел, что уже на этой стороне появились белогвардейцы, открыли стрельбу, а с этой стороны на расстоянии километра от станции выставляются вооружённые патрули.
Вдруг, через некоторое время, раздался сильный взрыв, чудовищной разрушительной силы. Крупные куски и осколки металла разлетелись в радиусе километра от эпицентра этого взрыва. По реке Ангаре почти в сплошную поплыли деревянные обломки разных зданий и сооружений: приёмного покоя, водогрейки, стрелочной будки, депо, старого станционного вокзала, перил и парапетов, сброшенных в реку взрывом.
Такой мощный взрыв произошёл от стоявшего у горы вагона с динамитом, в который белые попали своими пулями, и взрывчатка сдетонировала. Взрыв уничтожил и разметал по окрестностям не только сам вагон, но и стоявший рядом с ним резервуар, в котором спряталось от пуль много местных рабочих и подростков.
Дмитрий Матвеевич повторяет в своих воспоминаниях слухи о том, что вагон с динамитом должен был вывезен с ж/д станции, но начальником её был контрреволюционер Горовенко. Поэтому два стрелочника просто переместили вагон с взрывчаткой на дальние пути.
Уже вечером, когда все стихло, Белякушкин пошёл на ж/д станцию посмотреть, что там делается. Вид у этой станции был просто неузнаваемым.
На месте железнодорожного депо – по сути, просто огромная яма-воронка, рельсы все перекручены, везде валяются груды поломанного и покорёженного дерева и леса. К станции даже просто подойти можно было только с большим трудом.
Белякушкин увидел, что на станции работает много людей – до трёхсот человек. Но разбор станционных путей и ликвидация последствий взрыва продолжались ещё примерно неделю.
На убитых уже не обращали никакого внимания, сваливали их в падь Малый Баранчик. Только потом послали рабочих захоронить, причём рабочие ещё долго отказывались, из-за невероятного запаха. На просьбу рабочих дать хоть марли, чтобы обвязать лица, фельдшер-белогвардеец коротко ответил: «Не подохнете». Да и дело с концом.
«Морские баталии» на озере Байкал, с гибелью «байкалького «Титаника»
В руки белых попал взятый ими на пристани колёсный почтово-пассажирский пароход «Феодосий». Вскоре на станцию Байкал прибыли добровольцы из Барнаульской школы, которых через два дня после прибытия посадили на пароход «Феодосий» с баржей и отправили под музыку оркестра в Мысовую, для боёв с красными частями, со словами: «Постойте, братцы, за Русь святую».
В руках красных был в этом регионе другой пароход – «Ангара». Он сильно беспокоил белых своим огнём, так как на нём была установлена пушка (а возможно, что и не одна). «Ангара» обстреливала эшелоны белых по линии железной дороги и уходила вглубь озера Байкал.
А потом на озере разыгрались настоящие «морские сражения». Чехословаки вооружили две баржи четырьмя гаубицами и, буксируя их пароходом «Феодосий», неожиданно атаковали ледокол-паром «Байкал», стоящий неподвижно на рейде у ст. Мысовая. Большой корабль (длина корпуса 88,4 м, ширина — 15,5 м) был поражён вторым точным пушечным выстрелом с буксируемой баржи и загорелся.
Так погиб уникальный корабль-ледокол, который перевозил даже гружёные железнодорожные вагоны. Для сравнения: флагманы современного Байкальского флота — трёхпалубные круизные суда «Империя» и «Николай Ерощенко» — в 1,5 раза меньше легендарного ледокола «Байкал», а хорошо известный иркутянам ледокол «Ангара», по сравнению с ним в два раза меньше.
Потом, однако, красная «Ангара» потопила белый «Феодосий». В безумии гражданской войны уничтожались заработанные трудом нескольких поколений ценности.
После отбытия экспедиции на «Феодосии» один белый казак сказал дорожному мастеру Бердзенешвили — знакомому Белякушкина:
«Поехали в Мысовую наши орлы Барнаульской школы, они дадут красным жару».
Спустя ещё два дня воодушевление этого же казака сменилось унынием: «Наших барнаульских орлов очень много погибло в боях с красными мадьярами»…
Поделись видео: