Loading...
Как один единственный вопрос Сталина привёл к появлению главного тяжелого танка Красной армии - новости Подоляка

Как один единственный вопрос Сталина привёл к появлению главного тяжелого танка Красной армии

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Как один единственный вопрос Сталина привёл к появлению главного тяжелого танка Красной армии

В конце 1930-х годов советские конструкторы взялись за проектирование нового «сухопутного линкора». Огромный танк должен был нести три башни с тремя орудиями и восемью пулемётами. Над перспективным проектом трудилось сразу три предприятия, однако работа каждого из конструкторских коллективов была обречена на провал. Проект танка сталкивался с многочисленными проблемами, решение которых в итоге вылилось в создание одного из самых известных тяжелых танков Красной армии.

Тяжелый танк Т-35 1932 года. /Фото: author.today.
Тяжелый танк Т-35 1932 года. /Фото: author.today.

В эпоху ОБТ многобашенные танки первой половины XX века кажутся людям по меньшей мере странными. Однако, при всех недостатках в тот момент времени подобная компоновка не просто казалась рациональной, но и была во много оправдана. Родоначальниками многобашенной схемы принято считать англичан. В первом приближении идея была здравой: танк несет несколько орудий, среди которых главный калибр предназначен для борьбы с фортификацией противника, а вспомогательные для огневой поддержки пехоты и борьбы с вражескими танками. К 1930-м годам моду на «сухопутные линкоры» подхватили конструкторы всех ведущих промышленных стран. Не осталась в стороне от этого процесса и молодая советская танковая школа.

Иосиф Сталин и Климент Ворошилов. /Фото: author.today.
Иосиф Сталин и Климент Ворошилов. /Фото: author.today.

Впрочем, от идеи многобашенных лёгких танков в СССР отказались практически сразу, в то время как концепция тяжелых «сухопутных линкоров» не давала покоя отечественным конструкторам вплоть до конца третьего десятилетия. В 1932 году советские конструкторы создали, пожалуй, самый известный и хоть сколь-нибудь успешный отечественный многобашенный тяжелый танк – Т-35. В 1937 году советское АБТУ выкатило техническое задание на создание новой подобной машины. Заказчик хотел получить танк с толщиной брони 45-75 мм, массой в пределах 60 тонн и тремя башнями. Последние требовалось оснастить 8 пулемётами и 3 артиллерийскими орудиями: парой 45 мм и одной 76 мм пушек. Кроме того, ТЗ предписывало использовать в разработке новой машины узлы от танка Т-35. Для упрощения, ускорения и стандартизации производства новая машина должна была использовать ходовую часть и трансмиссию от танка 1932 года.

Танки Т-34 в залах Харьковского ПЗ. /Фото: pinterest.com.
Танки Т-34 в залах Харьковского ПЗ. /Фото: pinterest.com.

Первыми к работе приступили специалисты Харьковского ПЗ. В кратчайшие сроки конструкторы тамошнего КБ выкатили на суд военных аж 6 образцов. Ни один из вариантов военных не устроил. Два наиболее перспективных образца были доработаны харьковчанами в инициативном порядке. Обе машины произвели куда лучшее впечатление, однако в итоге харьковские проекты зарубил Ворошилов. Климент Ефремович раскритиковал образцы КБ ХПЗ за массу в 90 тонн, сумасшедшую стоимость в 3 млн советских рублей и крайне сомнительный прирост боевых качеств относительно уже существовавшего Т-35. После провала харьковского КБ, разработку нового «линкора» доверили специалистам Кировского завода и завода №135. Проект первого получил название СМК. Второго – Т-100.

Сборка танков КВ-1 на Кировском заводе Ленинграда в годы войны. /Фото: pinterest.com.
Сборка танков КВ-1 на Кировском заводе Ленинграда в годы войны. /Фото: pinterest.com.

Хотя КБ работали раздельно, обе машины получались очень похожими. Что особенно забавно, оба коллектива столкнулись с проблемами при пытке вписать подвеску Т-35 в свои машины. Это привело к тому, что конструкторы обоих КБ решили отойти от ТЗ. Кировцы для решения проблемы выбрали схему с торсионами, в то время как специалисты 135-го предпочли использовать подрессорены балансиры. Выслушав все «за» и «против» заказчики от АБТУ возражать такому решению не стали. Однако, едва была решена одна проблема, как оба коллектива сразу же столкнулись с другой: 3-башенный танк никак не удавалось вместить в заветные 60 тонн при сохранении требуемого техническим заданием уровня защиты.

Тяжелый танк СМК. /Фото: tanki.su.
Тяжелый танк СМК. /Фото: tanki.su.

Именно тогда специалисты Кировского завода показали проект СМК Иосифу Сталину. Жозеф Котин, руководивший разработкой, описал вождю сложившуюся ситуацию, после чего глава государства задал конструктору вопрос: «Сколько эта башня весит?». Услышав ответ Котина, Сталин со словами «Не делайте из танка броненосец» (корабль) предложил просто снять с СМК одну из башен, а высвобожденную массу пустить на утолщение брони тяжелого танка. Это простое решение настолько понравилось Жозефу Яковлевичу, что он решил пойти еще дальше: оставить на СМК всего одну башню, перенеся в неё все три пушки. Однако, такое решение понимания у руководства уже не нашло. Зато его поддержал будущий нарком танковой промышленности Исаак Моисеевич Зальцман. На куда важнее, что свежую концепцию однобашенного тяжелого танка «неожиданно» поддержали в АБТУ.

Жозеф Котин, создатель танков серий КВ и ИС. /Фото: academykotin.ru.
Жозеф Котин, создатель танков серий КВ и ИС. /Фото: academykotin.ru.

Коллективу Котина дали зелёный свет на создание еще одного прототипа тяжелого танка, который первоначально задумывался как укороченная версия СМК. Работа над этим перспективным проектом в итоге привела к созданию КВ-1 – главного тяжелого танка Красной армии вплоть до появления ИС-1 и ИС-2. На последовавших испытаниях, однобашенный КВ продемонстрировал куда лучшие показатели нежели 2-башенный СМК, что в итоге привело к принятию на вооружение «Климента Ворошилова», а «Сергей Миронович Киров» так и остался опытным прототипом в единственном экземпляре.

КВ-1 - главный тяжелый танк Красной армии. /Фото: steamcommunity.com.
КВ-1 — главный тяжелый танк Красной армии. /Фото: steamcommunity.com.
+1
1
+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии