Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Её судьба стала отражением самой эпохи. Рождённая в семье блестящего музыканта и педагога Василия Сафонова, воспитанная в культурной среде Москвы начала XX века, Анна Тимирёва прошла путь от утончённой гимназистки и художницы до узницы лагерей и «невидимой» участницы советской театральной богемы.
Её знали в разное время как дочь ректора Московской консерватории, как возлюбленную адмирала Колчака, как ссыльную, как бутафора в провинциальном театре и, наконец, как молчаливую «гостью» московских тусовок 1960-х.
7 февраля 1920 года в Иркутске был расстрелян Александр Колчак. Его последняя спутница добровольно разделила с ним тюремную камеру. После казни её освободили, но уже через несколько месяцев снова арестовали. Суд назначил два года принудительных работ.
Позже Анна пыталась уехать в Харбин, где находился её муж Сергей Тимирёв, но получила отказ. Вместо этого последовал новый приговор – год тюрьмы. А затем ещё три года лагерей «за связь с иностранцами и бывшими белыми офицерами».
В январе 1920 года, после отхода Белой армии из Омска и Иркутска, адмирал Александр Колчак оказался в руках политического центра, контролировавшего город. Сначала его содержали под охраной эсеров, но вскоре власть в Иркутске перешла к большевикам.
15 января 1920 года Верховного правителя России арестовали и поместили в тюрьму вместе с председателем Совета министров В.Н. Пепеляевым. Колчак понимал, что шансов на спасение у него не осталось: союзники уже отстранились, чехословаки, контролировавшие железную дорогу, выдали его иркутскому ревкому.
Через три недели, после краткого расследования, судьба адмирала была решена: ночью 7 февраля 1920 года его вывели к берегу Ушаковки и расстреляли.
Новая семья и удары судьбы
После освобождения Тимирёва вышла замуж за инженера Владимира Книпера. Но спокойной жизни у неё не было. Весной 1935 года последовал арест за «утаивание прошлого», лагерь вскоре сменили ссылкой во Вышний Волочёк и Малоярославец. Работала кем придётся – дворником, швеёй, вязальщицей. В 1938 году снова арест, и свободу она получила лишь после окончания войны.
Эти годы обернулись личными трагедиями: в 1938-м её сына Владимира обвинили в шпионаже и расстреляли, а второй муж Всеволод Книпер умер от инфаркта в 1942 году. После войны Тимирёву не пустили в Москву, и она обосновалась в Рыбинске (тогда Щербакове), где устроилась в драматический театр.
Дело 1949 года
Конец десятилетия принёс новый арест. В материалах Красноярского архива сохранилась запись:
«20 декабря 1949 года за антисоветскую деятельность арестована. Установлено, что Книпер-Тимирёва проводила среди знакомых антисоветскую агитацию, высказывала клевету на политику партии и условия жизни трудящихся».
Скорее всего, причиной стали доносы коллег по театру. Лишь амнистия 1953 года вернула ей свободу, и Анна снова вернулась в Рыбинский драмтеатр.
Там она проявила себя как талантливый художник-оформитель. Из подручных материалов Тимирёва создавала впечатляющие декорации, делала костюмы, а иногда выходила на сцену в маленьких ролях. Сама она с иронией говорила, что её амплуа называлось «дама из прошлого».
Реабилитацию Анна Васильевна получила только в 1960 году. Ей было почти 67 лет, и приходилось доказывать письменно, что её связь с Колчаком была лишь личной. В том же году по ходатайству деятелей культуры – Шостаковича, Свиридова, Хачатуряна и певца Ивана Козловского – ей назначили пенсию в 45 рублей.
Вернувшись в Москву, Тимирёва попала в круги художественной интеллигенции. Но держалась скромно, почти молчаливо. За это получила негласное прозвище «Каменный гость».
В кино она тоже оставила след. Сергей Бондарчук пригласил её консультантом по этикету в фильме «Война и мир». В одной из сцен она сыграла пожилую даму на балу Наташи Ростовой. В 1970 году появилась в картине «Умеете ли вы жить?» в роли матери директора завода. В «Бриллиантовой руке» её можно заметить мимолётно – в сцене, где туристы сходят с лайнера.
Несмотря на тяжёлую судьбу, Тимирёва писала стихи. Некоторые из них были опубликованы, и современники отмечали их искренность и тонкость. Несколько явно адресованы Колчаку, хотя его имя там не упоминается.
Позднее её образ воплощали на экране Елизавета Боярская и Ада Роговцева («Адмирал»), Вероника Изотова («Конь белый»). Так личная история Анны Васильевны превратилась в часть культурной памяти.
История Колчака и его любовницы в советском кино — это сюжет о страстях и политике. Но в реальной истории страны были люди, куда важнее для будущего — учёные, инженеры, врачи. Сегодня о них напоминает новый цикл «Неновости».
Телеведущая Мария Шахова запускает новый цикл видеороликов «Неновости», посвящённый великим россиянам, чьи имена оказались незаслуженно забыты. Проект призван напомнить о наших учёных, инженерах и врачах, которые своими открытиями изменили мир.
Первый выпуск уже доступен на YouTube и на странице Шаховой во «ВКонтакте». Он рассказывает о десяти выдающихся российских учёных. Среди них — инженер и архитектор Владимир Шухов, изобретатель промышленного метода получения бензина; химик Сергей Лебедев, создатель первого в мире синтетического каучука; врачи Вячеслав Манасеин и Алексей Полотебнов, заложившие основы будущих антибиотиков.
«Пора вспомнить, что генерировать прорывные идеи — это наша национальная черта. Нам нужно гордиться своими людьми и создавать условия, в которых их талант будет замечен», — подчёркивает Мария Шахова.
«Неновости» — это не только дань уважения великим умам прошлого, но и вдохновение для новых поколений россиян, призыв гордиться страной и её достижениями.
Поделись видео:
