Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
17 декабря тридцать девятого года, созданный чуть больше трех месяцев назад опытный танк КВ получил боевое крещение при прорыве линии Маннергейма. Оно оказалось настолько успешным, что уже через два дня он был принят на вооружение. Практически сразу началась подготовка к его серийному производству, а с августа сорокового года он стал поступать в войска в двух модификациях КВ-1 и КВ-2.
Несмотря на его выдающиеся боевые качества, с самого начала эксплуатации стало понятно, что танк еще сырой и требует серьезной доработки. Основными недостатками была низкая надежность трансмиссии и перегрев двигателя, не позволяющий долгого движения на высоких передачах, что уменьшало средние скорости движения. Жаловались и на недостаточную обзорность.
Тем не менее он продолжал выпускаться в неизменном виде более двух лет, всего сделали 3267 танков. Только летом сорок второго года после многочисленных жалоб с фронта занялись его модернизацией. КВ-1С получил новые агрегаты: КПП, главный фрикцион, бортовые редуктора, улучшенную систему охлаждения, командирскую башенку. Со всем объемом работ уложились в три месяца.
Почему же это не сделали перед войной или в первые месяцы после ее начала, ведь времени было достаточно?
Начать, пожалуй, стоит с первого немецкого тяжелого танка «Neubaufahrzeug» или машина новой постройки. Сделали всего пять прототипов, причем два из них из небронированной стали. Вермахт от него отказался, зато для пропагандистов Геббельса он стал настоящим подарком.
Называть 23-х тонную машину с противопульным (до 20 мм) бронированием тяжелым танком смешно, но благодаря впечатляющим габаритам (длина 6,6, ширина 2,2 и высота 2,98 метров), двум пушкам (75 и 37 мм) и трем пулеметам выглядел он достаточно устрашающе и для рекламной кампании вполне годился.
Раскрутили его по полной программе: его фотографии появились во всех европейских газетах и журналах, о нем снимали документальные фильмы. Характеристики, разумеется, без зазрения совести намного завысили. Пик его популярности пришелся на начало второй мировой войны.
В апреле сорокового года три полноценных танка отправили в Норвегию. В боях они не отметились, но зато прошли парадным маршем по улицам оккупированного Осло. Пропагандисты отработали профессионально, сняв три танка с умело подобранных ракурсов создали впечатление армады несокрушимых машин. Фотографии и кадры хроники увидел весь мир.
Трюк удался на все сто процентов. Англичане поверили, что Рейх их выпускает сотнями, причем немецкие данные ТТХ посчитали специально заниженными. Удалось обмануть и руководство Советского Союза. Раздутый пропагандой танк вошел в «Определитель типов фашистских танков» под именем «Рейнметалл» как основной немецкий тяжелый танк с бронированием, не уступающим КВ и с этими данными перекочевал в последующие руководства, учебные пособия и на плакаты, выпустили даже марку с его изображением.
Но главное событие произошло немного ранее. Уже через пару месяцев после его парада в Осло, в середине июня сорокового года (КВ еще толком не пошел в серию) выходит совместное постановление СНК и ЦК предписывающее Кировскому заводу к декабрю построить два КВ с девяносто миллиметровой броней и два со сто миллиметровой с разным вооружением каждой пары: 76 мм Ф-32 и 85 мм Ф-30.
Один из этих образцов должен был прийти на смену КВ уже в сорок первом году. Особого смысла в доводке КВ-1 уже не было, КБ Кировского завода занялось проектированием 90 мм «объекта 150» (КВ-150) и 100 мм «объекта 220» (КВ-220).
В марте сорок первого года следующим постановлением Кировский завод обязывают начать серийное производство КВ-150 с 76 мм пушкой Ф-34 и двигателем В-5 с мощностью 700 л.с.
Практически одновременно с выходом постановления командование получает доклад внешней разведки о развитии вооруженных сил Германии. В разделе, относящемся к танкам сообщалось, что в панцерваффе уже начинают поступать на вооружение тяжелые танки Тип V, Тип VI и Тип VII. Первые два с 75 мм пушками и усиленным бронированием. Особенно обеспокоил третий, Тип VII, с массой 90 тонн и 105 мм пушкой. В донесении подчеркивалось, что советские танковые и противотанковые пушки пробить его броню не в состоянии.
Надо сказать, что абсолютной дезинформацией это сообщение не являлось. В том, что Германия умеет строить тяжелые танки Геббельс уже успел убедить весь мир.
Возможно разведчики получили информацию о начале работ по танку VII «Löwe» (Лев) который действительно соответствовал этим параметрам. Впрочем, до его осуществления было еще как пешком до Луны, официальный заказ на разработку проекта VK 70.01 был выдан только к концу года. Похоже их сбил с толку трофейный французский тяжелый танк Char B1 bis, который действительно был принят на вооружение в вермахте под обозначением Pz. Kpfw. B2 740(f).
В любом случае к докладу разведчиков отнеслись со всей серьезностью и решили принять адекватные меры. 7-го апреля появляется очередное постановление, ставшее ключевым в этой истории. Этим постановлением предписывалось увеличить толщину брони КВ-3 со 100 до 130 мм и приступить к разработке КВ-4 с броней до 150 мм и КВ-5 с броней 170 мм. Основным вооружением всех трех танков должна была стать 107 мм пушка ЗИС-6. Не забыли и про КВ-1 с КВ-2, их обязали экранировать до суммарной толщины брони 100 мм.
КВ-3 ожидали в августе, КВ-4 в октябре и КВ-5 в ноябре.
Что после этого началось в КБ Кировского завода представить несложно. Вместо доводки КВ с целью повышения его надежности все ресурсы были брошены на решение совершенно других задач.
Экранирование, по сути, оказалось бессмысленной затеей. Их стали устанавливать уже в конце июня сорок первого года, но уже в августе от них отказались, надежность трансмиссии упала еще больше, вдобавок у потяжелевшей до 50 тонн машины уже не выдерживала ходовая часть. От 88 мм зениток и орудий большего калибра она все равно не спасала.
КВ-3 с увеличенной толщиной брони и более мощным орудием пришлось проектировать практически заново. С задачей, в принципе, справились и этот проект продержался дольше других, работы над ним прекратили только весной сорок второго года, когда ГАБТУ посчитало, что его характеристики избыточны.
Отдельного разговора заслуживает КВ-4. К разработке этого проекта Котин привлек практически всех инженеров своего КБ. В середине апреля он объявил конкурс на создание танка, ориентировочной массой 75 тонн, вооруженного сразу двумя орудиями: 107 мм ЗИС-6 и 45 мм 20К.
Никаких ограничений по конструкции и компоновочной схеме не предлагалось. В результате появилось целых 20 проектов, значительно отличающихся друг от друга, случай довольно уникальный для советского танкостроения.
Предлагались двухбашенные варианты с установкой башен с разными пушками одна над другой и отдельно, однобашенные танки с установкой в ней обоих пушек и одной в башне, а другой в корпусе. Были проекты с установкой двигателя с трансмиссией в носу или корме машины и разнесенными в нос и корму по немецкой схеме.
Масса машин колебалась от 82,5 до 107 тонн, бронирование от 130 мм на самом легком до 200 мм на самом тяжелом. Габариты доходили до 10-ти метров в длину и 4-х метров в ширину и высоту. Самое примечательное, что опытный образец не собирались изготавливать ни по одному из этих проектов. В июне работы по КВ-4 были свернуты в пользу проекта КВ-5.
Масса КВ-5 ожидалась в районе 90 тонн, и он должен был стать достойным ответом своему немецкому визави Тип VII. Конкурс на этот раз объявлять не стали, хотя изначально и планировали, проект оказался всего один. Получилась довольно необычная по внешнему виду машина.
Корпус в высоту был меньше метра, поэтому для мехвода и стрелка-радиста сделали выступающие из него специальные башенки. В очень большой башне ромбовидной формы поместились еще четыре члена экипажа не мешая друг другу. Лобовое бронирование и корпуса и башни 180 мм, бортовое 150 мм.
Вооружался от 107 мм пушкой и шестью пулеметами: тремя обычными и тремя крупнокалиберными. Таскать всю эту радость должны были два установленные параллельно дизеля В-2, суммарная мощность 1200 л.с.
Как собирались его возить осталось загадкой, в железнодорожные габариты он не проходил. Несмотря на то, что с началом войны проекты сверхтяжелых танков закрыли, работы по нему продолжились. К августу проект был завершен, изготовили макет танка и началось изготовление ряда узлов и агрегатов. Однако ситуация на фронте, сложившаяся под Ленинградом вынудила прекратить все опытные работы.
Как вы видите, в последние предвоенные и первые военные месяцы инженеры Кировского завода совсем не скучали. На доведение до ума КВ-1 у них просто не было ни сил, ни времени. Потом последовала эвакуация, организация производства в Челябинске и все силы были брошены на увеличение объема выпуска, было уже не до модернизации.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В целом, эту ситуацию лучше всего охарактеризовал военный историк, специалист по отечественному танкостроению Сергей Птичкин:
«Вокруг КВ был создан ореол советского «чудо-оружия», и его создатели стали звёздами первой величины на «танковом небосклоне», а в войсках отказы следовали за отказами, машину не любили. Война с Германией стояла у порога — всем это было ясно, и надо бы срочно доводить до рабочего состояния то, что уже было, но нет — мы приступили к «творческому поиску». Явные признаки технического сумасшествия в Советском Союзе проявились гораздо раньше, чем в Германии, где только в конце войны пытались сотворить некое оружие возмездия, вроде пресловутого «мышонка», весившего 180 тонн» («Молодая гвардия», 1991, №6).
Поделись видео: