Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сто лет назад моряки впервые попытались поднять в воздух самолёт с палубы корабля, и эта идея казалась почти безумной. Даже самые смелые адмиралы считали, что у самолётов и флота разные задачи: один создан для неба, другой — для моря. Тем не менее именно из этого странного сочетания появилось разрушительное оружие, способное влиять на исход войны. Когда-то от авианосца отказались как от дорогостоящей диковины, а теперь он стал серьёзной ударной силой на воде, без которой трудно представить себе современный флот. Правда, процесс этот занял несколько десятилетий.
1. Первые попытки и эксперименты на палубе
В начале XX века флот и авиация существовали практически в разных мирах: самолёт был ещё новой и хрупкой техникой, а линкор — воплощением военной мощи на море. Идея же объединить их возникла у энтузиастов, которые хотели превратить корабль в передвижной аэродром. В 1910 году американцы решились на рискованный эксперимент: с палубы крейсера USS Birmingham впервые взлетел лёгкий самолёт. Полёт длился всего несколько секунд, но вошёл в историю. А через год тот же пилот сумел не только взлететь, но и приземлиться на корабль USS Pennsylvania, используя тросы и примитивные барьеры.
Самолёты были ненадёжны, места на палубе не хватало, а каждая посадка превращалась в лотерею. Тем не менее британских и японских военных сама идея заинтересовала. К началу Первой мировой англичане уже переделывали старые крейсера и пассажирские суда в авианосцы. Так появились HMS Furious, Argus и Eagle. Их палубы были короткими, а взлётные скорости самолётов — слишком большими, поэтому каждый вылет требовал почти идеальной погоды и огромного опыта пилотов.
Тем не менее даже при всех трудностях теперь можно было наносить авиаудары далеко за пределами видимости. В 1918 году состоялась первая авианосная операция в истории: самолёты с Furious атаковали немецкую базу дирижаблей в Тондерне. Несмотря на это большинство адмиралов по-прежнему считали такие корабли игрушками, линкоры господствовали на море, а несколько лёгких самолётов не считались угрозой. Первые авианосцы в то время оставались на десятых ролях, но начало уже было положено.
2. Переломный момент
После Первой мировой авианосцы особого восторга не вызывали, на них смотрели как на вспомогательные корабли, способные разве что вести разведку, но в 1930-е всё начало меняться. Военные наконец-то поняли, что главное их преимущество – это возможность нанести удар по противнику ещё до того, как он увидит цель на горизонте. Особенно быстро это осознали японцы. Их Akagi и Kaga стали первыми кораблями, где авиация из дополнения превратилась в главную ударную силу. Японские пилоты проводили боевые тренировки, отрабатывали групповые налёты и торпедные атаки. В Соединённых Штатах же пошли своим путём: американцы превратили переоборудованные линейные крейсеры Lexington и Saratoga в плавающие лаборатории, где отрабатывали принципы использования авианосцев. Тогда же зародилась тактика ударных групп.
И даже так у авианосцев оставалось много противников. Старшее командование предпочитало линкоры и искренне считало, что для бронированных кораблей лёгкие самолёты противником стать не смогут. Скептики не спешили всерьёз рассматривать авианосцы, которые были слишком необычными, но всё решили учения в Тихом океане. Плавучие аэродромы получили обновлённую технику, а новые палубные самолёты уже не уступали наземным. К концу 1930-х годов авианосец перестал быть экзотикой и превратился в самостоятельную боевую единицу.
3. Проверка боем
Начавшаяся Вторая мировая война стала для авианосцев моментом славы: уже в 1940-м британская атака на итальянскую базу Таранто показала, что теория работает. Небольшая группа торпедоносцев с HMS Illustrious вывела из строя половину итальянского флота прямо на якорной стоянке. Для японцев это стало отличным примером, и через год они повторили ту же схему в куда большем масштабе. В декабре 1941 года удар по Пёрл-Харбору окончательно изменил представления о морской войне. Шесть японских авианосцев ударили по базе США, уничтожив линкоры, которые считались символом американской мощи. Это событие для всего военного мира стало большим откровением: огромные линкоры оказались беспомощными перед атаками с воздуха.
В 1942 году авианосцы стали центром событий в Тихом океане. В битве в Коралловом море американцы и японцы впервые в истории сражались, не видя друг друга — все удары наносились авиацией. А через месяц, у атолла Мидуэй, американцам удалось разгромить японскую ударную группировку, потопив четыре авианосца противника. Это была поворотная точка, и теперь самолёты решали исход морских сражений. Авианосцы действовали и в Атлантике, и в Средиземном море, прикрывая конвои, нанося удары по береговым объектам и спасая моряков. Именно Вторая мировая превратила авианосец из вспомогательного судна в главную ударную силу на море.
4. Эпоха гигантов и ядерный век
Авианосцы контролировали океан, а своей победой Соединённые Штаты во многом были обязаны морской авиации, поэтому уже в конце 40-х американцы с нуля начали строить новые корабли. Так появился USS Forrestal — первый авианосец с угловой палубой и паровыми катапультами. Благодаря этим новшествам с палуб смогли взлетать тяжёлые самолёты, включая реактивные, которые не помещались бы на палубах кораблей времён Второй мировой. Самым же большим скачком в развитии авианосцы обязаны ядерной энергетике. USS Enterprise, спущенный на воду в 1960 году, получил восемь реакторов и мог ходить годами, не пополняя запасы топлива. Он превратился в автономную боевую платформу, способную действовать в любом конце мира. На палубе теперь базировались истребители, самолёты дальнего радиолокационного дозора, противолодочные машины и заправщики.
Советский Союз пошёл совершенно другим путём. Для Советов авианосцы были бесполезны, а потому они создали гибриды — тяжёлые авианесущие крейсеры, такие как «Киев» и «Адмирал Кузнецов». Они сочетали палубную авиацию с мощным ракетным вооружением. И хотя их возможности были ограничены, эти корабли стали важной частью советской морской доктрины.
5. Самые любопытные и впечатляющие факты
Современный авианосец больше похож на город, чем на корабль. На борту USS Nimitz служит около пяти тысяч человек — это примерно столько же, сколько в небольшом населённом пункте. У каждого есть своя роль: от пилота и механика до пекаря и врача. За сутки на таких кораблях готовят десятки тысяч порций еды, а вода для нужд экипажа вырабатывается прямо на борту — путём опреснения морской.
Размеры поражают не меньше. Длина палубы Gerald R. Ford превышает 330 метров, а самолёт здесь взлетает с помощью электромагнитного ускорителя, способного разогнать машину до 250 километров в час всего за пару секунд. Столько же времени требуется и для остановки при посадке: трос ловит самолёт и гасит скорость мгновенно. На старых авианосцах тормозили при помощи простейших тросов, а теперь этот процесс управляется сложной электронной системой.
Иногда статистика говорит громче любых слов. Один вылет авиакрыла может включать до ста самолётов, а мощность энергетической установки Enterprise могла бы обеспечивать электричеством небольшой город. Авианосец типа Nimitz способен пройти почти миллион километров, прежде чем ему потребуется дозаправка. На сегодняшний день в мире действуют меньше пятнадцати полноценных авианосцев с реактивной палубной авиацией.
Поделись видео:

