Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
На сегодняшний день Россия остаётся единственной страной в мире, в распоряжении которой есть не просто ледокольные корабли, а ледоколы на атомном ходу. Более того, количество атомоходов на службе федерации постоянно растёт. Уже в обозримом будущем их количество перевалит за дюжину экземпляров. Каждый из них позволяет проводить торговые суда там, где это, казалось бы, сделать невозможно.
По состоянию на конец 2025 года в мире имеется 186 ледоколов. Более 50 из них принадлежит России. Другими странами с относительно большими ледокольными флотами остаются такие государства, как Канада и Финляндия. У них на сегодняшний день примерно по 10 ледоколов разного типа. Так или иначе, ледокольные суда есть у большинства морских держав мира. Однако, в абсолютном большинстве случаев численность их ледокольных флотов исчисляется буквально единицами. Даже у США и Китая подобных кораблей не более полдесятка (у каждой из стран). При этом только у России есть ледоколы на атомном ходу. Во всяком случае – пока. У всех остальных стран, они всё ещё дизельные. Даже если речь идёт о достаточно крупных судах.
Как несложно догадаться, ключевым отличием атомного ледокола от дизельного является наличие атомной силовой установки. Однако, что это значит в практическом выражении? В первую очередь то, что атомный ледокол гораздо мощнее любого дизельного. Благодаря этому такие суда могут разламывать лёд толщиной до 3 метров! Задача абсолютно непосильная для ледоколов на дизеле. Другое важное преимущество атомных судов – высокая автономность. На заправку такие ледоколы уходят в среднем раз в 7 лет. При этом атомный движитель позволяет экономить на борту массу и пространство, благодаря чему ледокол можно нагрузить большим объемом полезного оборудования и припасов. Так, российские суда способны не заходить в порт до 6 месяцев.
Для сравнения, мощность сильнейших дизельных ледоколов в 2-2.5 раза ниже, чем мощность атомных. А автономность плавания таких судов не превышает 2 месяцев. Конечно, нельзя не признать, что в использовании «мирного атома» есть свои риски. На пути к современности было немало ошибок и аварий, бивших по природе и уносивших жизни людей. Увы, такова цена за освоение любой новой технологии в истории человечества. При этом было бы наивно считать, что «дизеля» в этом отношении хоть сколь-нибудь лучше хотя бы и для природы. В среднем дизельный ледокол в 106 раз сильнее загрязняет окружающую среду, нежели современный атомный. Причем делает это он в абсолютно штатном режиме без каких-либо поломок или аварий.
На сегодняшний день у России есть 9 атомных гражданских судов. Из них 8 – это те самые ледоколы. Девятое судно – это атомный контейнеровоз. Ожидается, что к 2030 году у флота федерации будет уже не менее 12 различных атомоходов. При этом уже сегодня российские атомные ледоколы осуществляют не менее 800 проходок через Арктику в год. Благодаря им торговые суда могут хоть по Северному морскому пути – кратчайшей торговой артерии из Азии в Европу. Конечно, не стоит наивно полагать, что даже глобальное потепление в полной мере сведёт на нет необходимость в южных путях сообщения, в т.ч. через Суэцкий канал. Однако, важность ледокольного флота на СМП год от года только растёт. В частности, из-за перспектив разработки здешних месторождений полезных ископаемых.
Современные атомные ледоколы России типа «Арктика» оснащаются двумя атомными ректорами суммарной отдачей на уровне 60 МВт. При движении по льду скорость корабля сильно замедляется. Так, 3-метровые образования проходятся ледоколом подобной мощности на скорости не более 3.7 км/ч. Образования льда толщиной до 1.5 метров проходятся гораздо быстрее – на скорости около 22 км/ч. Для сравнения средняя скорость движения ледокола по свободной воде составляет 40-45 км/ч. Стоит отметить, что для своих габаритов ледоколы – это весьма скоростные суда. Габариты «Арктики» в среднем составляют 173 метра в длину, 34 метра в ширину и 52 метра в высоту. При этом экипаж такого ледокола по штату составляет всего 54 человека. Капитан управляет судном с 30-метрового мостика, откуда в хорошую погоду открывается дивный вид на расстояние в 12 морских миль (22 км).
Служба на ледоколе – не простое «развлечение». Каждый день моряки должны выдерживать по 4 вахты, отдыхая всего 8 часов включая сон. Проводка кораблей через Арктику осуществляется по строгому и весьма специфическому регламенту. Вне зависимости от флагов капитан ледокола де-факто осуществляет руководство над каждым кораблём арктического каравана. Из-за использования современного оборудования, может показаться, что управление огромным ледоколом мало отличает от управления автомобилем… Однако, первое впечатление обманчиво. Хождение через льды – тяжелый труд, требующий специального образования, подготовки и труда десятков специалистов. Один только выбор маршрута уже являет собой отнюдь не тривиальную задачу, ведь капитану и лоцману приходится постоянно искать участки с тонким или потрескавшимся льдом. Эта работа имеет решающее значение, ведь от неё зависит не только скорость (а значит и рентабельность) каравана, но и его безопасность.
Отыскивать подходящий маршрут команде ледокола помогает специальное оборудование – бортовой измерительный комплекс. Современные БИК основаны на работе лазерных лучей, с помощью которых оборудование сканирует окружающее пространство. Помогают ледоколу в его непростой работе и другие современные системы: эхолоты, репитеры и даже спутниковые системы. По сути, современный ледокол – это огромный плавучий компьютер! Впрочем, на случай чего на борту есть и оборудование для работы «по старинке», например прожекторы и светодиодные системы. При этом работа арктических конвоев постоянно осложняется плохой погоды: густая непроглядная метель здесь не ЧП, а фон жизни.
Поделись видео:

