Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Часто можно услышать мнение, что в СССР не было гражданских внедорожников. Несмотря на то, что из всех легковых машин эта категория была самой желанной среди советских автолюбителей. Машин подобного типа действительно не было в продаже, если не считать Ниву ВАЗ-2121 для директоров и парторгов совхозов-колхозов.
Просто государство в то время не хотело тратить средства на «ненужный» транспорт, когда обычных машин не хватало. Но это не значит, что такие модели не разрабатывались. Подобную технику проектировали, и одна из них ИЖ 14 — заслуживает отдельного рассказа. Этот «народный автомобиль» не уступал Ниве, и был ближе всего к тому, что сейчас называют гражданским вездеходом.
Проектирование прототипа началось еще в 60-е годы на заводе МЗМА, который потом стал АЗЛК
После постройки Ижевского завода тему передали из Москвы в Ижевск. По одной простой причине. В Ижевске были лучшие специалисты, конструкторы, технологи. А многие говорили, что тему передали из-за того, что в Ижевске в то время работали молодые специалисты с «золотыми руками». Что вполне соответствует реальному положению вещей.
Как бы там ни было, но в 1966 г молодежная часть конструкторского бюро Ижевского завода самостоятельно сделала проект внедорожника. «Трехдверка», с несущим кузовом, ИЖ-5 появился гораздо раньше Нивы, точнее, в 1970 г.
Выглядел первый прототип ижевского внедорожника довольно странно
Но это был уже более-менее рабочий экземпляр с мотором М-412. Кстати, в то время ижевские двигатели М-412 были намного лучше жигулевских. Также ИЖ-5 получил переднюю подвеску от «Москвич-412», а вот заднюю разработали сами. Это был оригинальный вариант с торсионной балкой и возможностью регулировки клиренса. На испытания ИЖ-5 выехал на два года раньше Нивы.
Практически сразу начали делать ИЖ-14, это уже был полноценный предсерийный образец с элегантным кузовом и комфортабельным салоном. Передний мост так и остался москвичевским, хотя был разработан еще одни проект с подвеской МакФерсона. Но в работу он не пошел из-за дороговизны производства. От нового внедорожника требовалась максимальная унификация с уже выпускающимися деталями и узлами. Зато привод на передние колеса сделали на двойных шарнирах, это была собственная разработка. Задний мост поставили от Москвич-412. В общем, сделали все, чтобы цена на внедорожник была доступной для обычного автолюбителя. Да и сама конструкция была максимально выносливой и надежной.
Сейчас очень просто понять позицию разработчиков ИЖ-14
Они практически на 100% угадали концепцию бюджетного внедорожника. А вот в случае Нивы подход был совершенно другим.
В итоге ижевские конструкторы-технологи еще долго дорабатывали и упрощали ИЖ-14. И в 1972 г практически довели его до предсерийного уровня. А затем показали машину Дмитрию Устинову во время одного из его приездов в Ижевск. Министр машину одобрил, но на всякий случай было организовано совместное испытание ИЖ-14 и новой Нивы ВАЗ 2121 зимой на Дмитровском полигоне. Конечно, машины были разными. И все понимали, что начальство оставит только одну из двух, причем, не вникая в детали проектов.
В то время понравиться руководству означало выиграть «главный приз»
Ниву готовили к испытаниям несколько дней и ночей. Все, что можно было, «натянули по максимуму». Даже масло в мотор импортное. Тогда как ИЖ-14 просто загнали в трейлер и повезли на полигон.
В результате ВАЗ-2121 выиграл у ИЖ-14 по динамике ускорения до 100 км/ч, показав результат 22,1 секунды против 30,5 секунд у ижевской машины. Нива лучше прошла «змейку» и глубокие виражи. И даже по глубокому снегу прошла гораздо дальше. А еще руководству понравился салон, и, в целом, похоже, что тогда начальство изначально симпатизировало Волжскому автозаводу.
Фактически испытания превратились в показуху. Никто не обратил внимание, что количество поломок, отказов и рекламаций у первых Нив было в 3,5 раза больше, чем у ИЖ-14. Причем большинство узлов подлежали ремонту только в условиях СТО или завода. А вот ИЖ-14 можно было легко восстановить в гараже своими руками, как обычный ижевский Москвич-412. И еще одно, стоимость производства одного Иж-14 была на 30% ниже себестоимости Нивы. И этот показатель условно упал только после 1982 г, когда ВАЗ-2121 пошел в большую серию.