Loading...
«Инженеры рейха решили что Гитлер переоценивает танки СССР, и нарушили его приказ: это было ошибкой»- как появился Pz.Kpfw.III? - Подоляка

«Инженеры рейха решили что Гитлер переоценивает танки СССР, и нарушили его приказ: это было ошибкой»- как появился Pz.Kpfw.III?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Основным боевым танком панцерваффе первой половины Второй мировой войны был Pz.Kpfw.III. Это очень удачно сбалансированная машина, по этому показателю он считается лучшим танком из всех, разработанных конструкторами Рейха. Классической компоновке «немецкого типа» помимо ряда преимуществ, присущи и ярко выраженные недостатки, в данной конструкции они практически незаметны. Проектированием занималась имеющая солидный танковый опыт фирма «Даймлер-Бенц».

Изначально в него был заложен огромный потенциал для дальнейших модернизаций, и за шесть лет производства их было 13, от Ausf. A до Ausf.N. За это время толщина брони у него увеличилась с 15-ти до 57 мм (плюс экраны). Рост боевой массы с 15-ти до 22-х тонн компенсировалось повышением мощности двигателя с 250-ти до 300 л.с. и совершенствованием коробки передач с оптимальным подбором рабочих диапазонов. Росла и огневая мощь, от 37 мм пушки KwK 36 до 50 мм KwK 39 и 75-мм KwK 37.

«Инженеры рейха решили что Гитлер переоценивает танки СССР, и нарушили его приказ: это было ошибкой»- как появился Pz.Kpfw.III?

Высоко оценивали его и противники. В Советском Союзе его считали лучшим иностранным танком по подвижности, защите и удобству работы экипажа с оптимальным распределением функций. Трофейные Pz.Kpfw.III активно использовались, создавались даже отдельные подразделения вооруженные танками исключительно этого типа, существовал отдельный ремонтный завод, а Воениздат выпустил руководство по эксплуатации.

Но идеальным танк стал далеко не сразу. Из всех машин, выпускавшихся крупными сериями, у него оказалось самое большое количество серьезных переделок. Больше всего проблем доставила подвеска. Если на Pz.Kpfw.II ее удалось создать со второй попытки, то на Pz.Kpfw.III опробовали целых пять различных типов, каждый из которых некоторое время был в серийном производстве.

На Ausf.A поставили свечную пружинную, по типу Leichttraktor, но на более тяжелой машине она работать не захотела, танк получил сильную продольную раскачку, особенно при начале движения и остановке. Амортизаторы проблему не сняли. Перешли на рессорную, как у Круппа. Модификация получила обозначение Ausf.B. Но похоже, рессорная подвеска получилась только у крупповских инженеров, так как перебор схем продолжился. Экспериментировали с группировкой катков в тележки и подвеской самих тележек, установкой рессор. Это привело к появлению модификаций Ausf.C и Ausf.D. Уже четыре типа, и ни одного удачного.

Стоит отметить, что эти модификации отличались не только типом подвески. Дорабатывался корпус, силовая установка и трансмиссия. В целом, это шло только на пользу, да и затронуло только первые предсерийные машины, всего 70 штук. Окончательно разочаровавшись в рессорных подвесках конструктора «Даймлера» пошли по немецко-шведскому варианту и разработали передовую индивидуальную торсионную подвеску с катками среднего размера, новинку в немецком танкостроении. На этот раз получилось, работала она идеально.

Свечная пружинная на более тяжелом танке работать не захотела. Pz.Kpfw.III Ausf.A. Фото в открытом доступе.
Свечная пружинная на более тяжелом танке работать не захотела. Pz.Kpfw.III Ausf.A. Фото в открытом доступе.

Впрочем, мог появиться и еще один вариант. С шахматным расположением опорных катков, на котором настаивал Книпкамп, плотно курирующий разработку шасси. Инженеры «Даймлер-Бенц» категорически возражали против такой схемы и были абсолютно правы. Их вариант оказался жизнеспособным и получил развитие (достаточно посмотреть на советские или танки союзников конца войны и далее), а шахматная подвеска Книпкампа осталась только в довольно нелестных для него воспоминаниях немецких ветеранов-танкистов.

Дело закончилось грандиозным скандалом, в результате которого «Даймлер-Бенц» удалось выйти из-под опеки Книпкампа и получить право вести разработки самостоятельно. С модификации Ausf.E конструкция подвески уже не менялась, а танк был готов к массовому производству.

К 1939-му году становится понятно, что Pz. Kprf.III будет основным танком вермахта. Поскольку с огромным заказом «Даймлер-Бенц» справиться не в состоянии, к ней подключается сначала «МАН» а к осени 1939-го FAMO, Alkett, MIAG и Henschel. Но дальнейшее совершенствование на этом не закончилось. Изначально танк вооружался 37 мм пушкой KwK 36, которую Гудериан считал откровенно слабой для основного танка. Французская кампания подтвердила его опасения, средние французские SOMUA S 35 и Renault D2 со своими 47 мм пушками били «трешку» с безопасных для себя дистанций, а тяжелый Char B1 bis оказался вообще неуязвимым.

Пришлось в срочном порядке заниматься перевооружением. Без накладок не обошлось и тут. Гитлер настаивал на 50 мм пушке с длиной ствола 60 калибров, но Управление вооружений на его хотелки забило, очевидно считая, что в танках понимает гораздо лучше и ограничилось 42-мя, чтобы она не высовывалась за габариты корпуса. Примечательно, но такой демарш прямого неповиновения всем сошел с рук, даже когда после встречи с советскими танками выяснилось, что Гитлер перспективы понимал лучше. Управление быстренько переобулось, и опять в срочном порядке вернулось к варианту, на котором фюрер настаивал с самого начала.

Опробовали целых пять различных типов. Фото в открытом доступе.
Опробовали целых пять различных типов. Фото в открытом доступе.

Были и другие довольно серьезные переделки. По ходу дела усилили бронирование, в трансмиссии поменяли коробку передач. В ходовой части поменяли ведущие колеса, опорные катки, ленивцы и амортизаторы. Уширили и гусеничные ленты. Это породило модификации Ausf.F и Ausf.G, кроме того ряд гибридных вариантов, поскольку бережливые немцы полностью вырабатывали имеющийся задел старых конструкций. Окончательный вид машина приобрела к модификации Ausf.H, на которой активная эволюция и завершилась. На последующих модификациях Ausf.J/ J1/ L/ M никаких изменений в конструкцию не вносилось.

Успел вставить свои пять копеек и Книпкамп. Прогнуть «Даймлер-Бенц» у него не получилось, но руки он не опустил. FAMO, которая выпускала тягачи с его подвеской получила заказ на изготовление аналогичной и для «трешки». Хоть испытания прошли довольно успешно, было уже поздно. Переходить на шахматную подвеску никто не захотел.

Немного особняком стоят еще две модификации. Весной 1942-го года на танк Pz.Kpfw. IV стали устанавливать длинноствольную 75 мм пушку KwK.40 L/43. Танк перешел в разряд основных и начал вытеснять «трешку» из этой ниши. В башню Pz. Kprf.III это орудие не помещалось. Попробовали поставить на «трешку» башню «четверки». Танк даже успел получить свое обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.K, и планировался на замену Ausf.J, но этот вариант тянул за собой переделку корпуса под больший погон и полную переделку подвески из-за резкого увеличения массы. От этого отказались.

В роли танка поддержки. Pz. Kprf.III Ausf.N. Фото в открытом доступе.
В роли танка поддержки. Pz. Kprf.III Ausf.N. Фото в открытом доступе.

Поскольку «трешка» оказалась не у дел, решили пойти по альтернативному варианту и вписать ее в нишу танка поддержки, которую освободил Pz.Kpfw. IV. Поскольку 75 мм короткоствол KwK.37 тоже освободился его и поставили на Pz. Kprf.III. Модификация Ausf.N выпускалась еще некоторое время и даже получила хорошие отзывы в войсках, но на шасси Pz. Kprf.III претендовали еще и штурмовые орудия «Стуг», которые были в более высоком приоритете. Как и всем устаревшим танкам «трешке» пришлось стать донором для самоходок. Они выпускались до конца войны и их произвели 12 000, на 4 000 больше, чем самих танков.

Подводя итог, можно сказать, что Pz.Kpfw.III был практически идеальный танк для начала 40-х годов, но танкостроение развивалось слишком стремительно и уже к 43-му году его время прошло.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии