Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Противотанковые ежи стали неотъемлемым символом Великой Отечественной войны. Их можно увидеть на множестве фотографий и в кадрах кинохроники тех времен.
Трудно переоценить их роль в обороне Москвы осенью сорок первого года. На подступах к столице было установлено более тридцати семи тысяч противотанковых ежей, которые помогли остановить немецкие танковые атаки. Не случайно именно они составляют основу композиции монумента, посвященного той Победе.
Возведенный в 1966-м году (к двадцать пятой годовщине того сражения) на 23-м километре Ленинградского шоссе монумент представляет три шестиметровые бетонные копии противотанковых ежей, установленных на каменном постаменте. Перед ними гранитные стелы с выбитыми на них сводкой Совинформбюро от 6-го декабря сорок первого года о разгроме немцев и начале контрнаступления, изображениями солдат дивизий народного ополчения и строка из песни «Моя Москва».
На одной из стел есть и фамилии создателей обелиска. К сожалению, совершенно незаслуженно забыли еще одну фамилию, генерал-майора Михаила Львовича Гориккера. А ведь именно он и изобрел те самые ежи, получившие название «Звездочки Гориккера», которые благодаря своей эффективности и простоте конструкции стали самыми массовыми. Его гениальная идея полностью изменила концепцию подобных противотанковых средств и стала настоящим техническим прорывом.
Чем «Звездочки Гориккера» принципиально отличались от других противотанковых ежей я расскажу немного позже, а пока стоит познакомиться с изобретателем поближе.
Михаил родился в 1895-м году. До начала Первой мировой войны успел освоить слесарно-кузнечное дело, дорос до мастера цеха. Его призвали рядовым в 1915-м году. Сражался достойно, два солдатских «Георгия». После революции вступил в РККА, отвоевал всю Гражданскую войну. После ее окончания остался в армии. Окончил несколько курсов и академию моторизации и механизации РККА, получил звание военного инженера.
В 1934-м году назначен начальником таково-технического училища. Оно располагалось в Москве, спустя четыре года было переведено в Киев. Одновременно Гориккер стал и командиром киевского гарнизона. Именно тогда он всерьез задумался о создании пассивных средств, способных останавливать танки.
Инженерные заграждения, предназначенные для остановки атакующего врага известны с глубокой древности. В лесах делали засеки, в поле устанавливали рогатки и барьеры, копали рвы. Первая мировая война окутала окопы рядами кольев, опутанных колючей проволокой.
Когда появились танки, способные их прорывать и давить, придумали преграды и для них. Вкапывали ряды толстых бревен, которые танк не мог ни сломать, ни перелезть, бетонные пирамиды и надолбы. Проблема в том, что их возведение было довольно долгим и затратным делом. Кроме того, они были стационарными, а перекрыть все возможные направления удара нереально.
В начале тридцатых годов чехословацкие инженеры стали использовать железные конструкции, получившие название «Czech hedgehog» (Чешский еж), сваренные из рельсов или балок. Изготовить их, используя подручные материалы было гораздо проще.
Однако сам принцип применения не изменился. Они должны были не дать проехать танку, то есть просто его останавливать. Следовательно, быть массивными и неподвижными. Их конечно можно было перевозить с места на место целиком или частями, но незакрепленные ежи танк мог просто сдвинуть. Поэтому их следовало закапывать в землю, а еще лучше забетонировать в ней.
Идею Гориккера можно назвать революционной, так как она противоречила общепринятой в мире концепции противотанковых заграждений. По его мнению, противотанковый еж не должен быть статичным, то есть жестко закрепленным на поверхности, да и быть гораздо меньше в размерах, впрочем, до определенного уровня. Что это давало вы сейчас узнаете, а в конце статьи я расскажу почему он оказался особенно эффективен против немецких танков и именно в Битве под Москвой.
«Звездочка Гориккера» представляла три одинаковых по длине куска рельса, швеллера или балки, сваренных между собою посередине в виде пространственной буквы «Ж». Для прочности сварной узел часто усиливали приваренными или приклепанными косынками.
В любом положении тремя концами еж упирался в землю, три торчали вверх. Его высота должна была быть больше клиренса танка, но меньше высоты стыка верхнего и нижнего лобовых листов. Оптимальной была высота от 80-ти сантиметров до метра.
В этом случае еж не сдвигался танком, а начинал перекатываться под ним, уродуя днище и приподнимая танк. Самостоятельно слезть с ежа танк уже не мог. Довольно часто, перекатываясь еж выводил из строя ходовую часть. Предложил Гориккер и наиболее эффективную схему расстановки ежей, в четыре ряда в шахматном порядке. Оказавшись приподнятым сразу на двух ежах танк полностью терял подвижность и легко уничтожался противотанковой артиллерией либо пехотой гранатами, либо бутылками с зажигательной смесью.
Свою конструкцию Гориккер разработал в самом начале войны, первые испытания состоялись 3-го июля сорок первого года. Результаты ошеломили всех, оба участвующих в испытаниях танка (БТ и Т-26) пытаясь преодолеть заграждение вышли из строя. Пожалуй, стоит привести выдержку из отчета по испытаниям, подписанным военными, представителями наркомата обороны и партийными руководителями:
«Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения».
В заключении сваренная из трех кусков «рельс утиля» 6-ти конечная звездочка Гориккера была признана эффективным противотанковым заграждением и рекомендована к широкому применению на всех танкоопасных направлениях.
Простота конструкции позволяла организовать выпуск таких противотанковых ежей практически на любом предприятии в больших количествах. Вес одной звездочки от двухсот до трехсот килограммов, для надежного заслона на километр фронта их требовалось порядка 1200 штук, то есть три с половиной сотни тонн. Их было легко перевозить автотранспортом и при необходимости перебрасывать на самые танкоопасные направления. Никаких проблем с установкой, не надо ни закапывать, ни бетонировать.
До самого конца войны никаких изменений и доработок конструкция не претерпела. Впрочем, на местах довольно часто находились «энтузиасты», которые пытались ее «улучшить», увеличивая предписанные размеры в полтора, а то и в два раза. Эта ошибка лишала изобретение главного достоинства, способности перекатываться при наезде, танк его просто сдвигал. Тем не менее, «неправильные» ежи, чересчур большие можно увидеть на многих фотографиях, особенно на улицах городов.
Полоса обороны из четырех рядов противотанковых ежей оказалась серьезным и очень опасным препятствием, особенно для немецких танков с их классическим расположением трансмиссии в носу танка. Клыки ежей без проблем гнули и могли прорвать 10 мм днища «трешек и четверок». Как правило это приводило к полному разрушению трансмиссии. Добавили эффективности ежам и наступившие сильные морозы. В мерзлый грунт они почти не проваливались, приподнимая танк на всю свою высоту.
Немцы, поначалу снисходительно смотревшие на эти заграждения вскоре отказались от попыток преодолеть их с хода и были вынуждены предварительно растаскивать их зацепив тросами. Однако возле таких заграждений обычно устанавливали противопехотные мины и оборудовали пулеметные точки, так что сделать это было весьма непросто. Кстати изобретение они очень оценили и в последний год войны его активно применяли в Нормандии и при обороне Берлина.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
За годы войны сделали более двух миллионов «Звездочек Гориккера». Любопытно, что Гориккер свои четыре военные ордена получил за другие заслуги. А за изобретение, которым ощетинились практически все города Советского Союза ему вручили фотоаппарат «ФЭД».
Поделись видео:
