Иностранные копии советской военной техники: от США до КНДР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
Иностранные копии советской военной техники: от США до КНДР

В сети можно найти полно статей, в которых рассказывается о технике, которую СССР якобы скопировал у других стран. При этом реальных случаев именно копирования, а не заимствования отдельных решений, буквально единицы.

Я же задался вопросом, а были ли случаи, когда за границей копировали советские разработки без разрешения. Таким образом в статье не будет случаев, когда СССР передавал документацию вместе с лицензией на производство, а затем на этой основе в другой стране создавались уже свои образцы.

Ribbon Bridge (США)

Что скопировали: ПМП-60

Переправа техники через водную преграду с помощью Ribbon Bridge
Переправа техники через водную преграду с помощью Ribbon Bridge

В 1962 году инженерные войска СССР получили на вооружение кое-что, действительно не имевшее аналогов в мире – понтонно-мостовой парк ПМП-60.

Его уникальность состояла в том, что наплавной мост строился из понтонных блоков, которые объединяли в себе водоизмещающие элементы, несущие конструкции и элементы проезжей части.

Понтонный блок ПМП раскладывается после сброса с автомобиля
Понтонный блок ПМП раскладывается после сброса с автомобиля

Блоки перевозятся в сложенном виде и после сброса на воду раскрываются, после чего происходит сборка.

За счёт этих и ряда других решений ПМП серьезно ускорил и упростил наведение переправ через водные преграды.

Речная секция Ribbon Bridge. Как говорится, найдите 10 отличий
Речная секция Ribbon Bridge. Как говорится, найдите 10 отличий

Американцы сполна оценили новинку и в 1972 году приняли на вооружение свой понтонно-мостовой парк Ribbon Bridge.

Ribbon Bridge
Ribbon Bridge

Он имеет некоторые отличия от оригинала: изготовлен из дюралюминия вместо стали, несколько отличается по составу парка, но ключевое отличие заключается в более узкой проезжей части. Более широкая советская теоретически позволяет организовать движение колёсной техники в две стороны.

Если эти строки читают понтонеры, прошу подсказать, допускается ли такой вариант движения.

Переправа колёсной техники по отечественному наплавному мосту
Переправа колёсной техники по отечественному наплавному мосту

В целом советский ПМП стал стандартом в своей области, его вариации приняты на вооружение инженерных войск в разных странах мира.

Hwasong-5 (КНДР)

Что скопировали: ОТРК 9К72 «Эльбрус»

КНДР в свое время получала обширную помощь от СССР, но Союз из геополитических соображений поставлял далеко не все типы вооружений. Например, чтобы не накалять ситуацию на Корейском полуострове товарищам из КНДР не поставляли ракетные комплексы серьезнее ТРК «Луна-М» с неуправляемыми ракетами, чья максимальная дальность не превышала 70 км.

ТРК «Луна-М»
ТРК «Луна-М»

Желание северокорейских военных получить что-то более серьезное исполнилось во второй половине 1980-х. Перед этим на рубеже десятилетий в Египте закупили неизвестное число пусковых установок и ракет советского ОТРК 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (более известен в мире под натовским обозначением SCUD).

ОТРК «Эльбрус»
ОТРК «Эльбрус»

Полученные комплексы разобрали до винтика и создали свою версию. Ее главное отличие заключалось в увеличенной до 330 км максимальной дальности (у «Эльбруса» было 300 км). Прирост обеспечили за счет модернизации двигателя ракеты. Комплекс приняли на вооружение и запустили в серийное производство в 1987 году.

Hwasong-5 на параде
Hwasong-5 на параде

Северокорейцы максимально воспользовались результатами своей работы, зарабатывая продажей комплексов за границу. Почти сразу ракеты начали поставлять в Иран, воевавший с Ираком: за 1988 год иранцы запустили 77 «Хвансонов». Также специалисты из КНДР помогли организовать производство ракет Египту и Сирии, поставляли готовые изделия в ОАЭ (!) и Йемен.

В 1990 году начались испытания усовершенствованной версии — Hwasong-6. Северокорейским инженерам удалось увеличить дальность пуска до 500 км, то есть в полтора с лишним раза. Сделали это за счет уменьшения боевой части и увеличения объемов топливных баков.

Hwasong-6 на параде
Hwasong-6 на параде

Интересно, что позднее в КНДР скопировали еще и ТРК «Точка». При этом по максимальной дальности пуска (110-120 км) получившийся комплекс KN-02 соответствовал усовершенствованной ракете комплекса «Точка-У».

KN-02 на параде
KN-02 на параде

Но если «Эльбрус» копировали вместе с СПУ, то в случае с «Точкой» обошлись более простым шасси на основе грузового автомобиля.

На вооружение KN-02 приняли в 2008 году.

Type 86 (КНР)

Что скопировали: БМП-1

Ну вот, дошли и до Китая. Вопреки стереотипам, прямых клонов советской техники, созданных без официальной передачи лицензии на производство или на основе лицензионных копий, не так уж и много.

Type 86 во время пуска ракеты ПТРК «Малютка»
Type 86 во время пуска ракеты ПТРК «Малютка»

Один из таких — БМП Type 86, которая является точной копией советской БМП-1. Ее создали на основе единственной БМП-1, купленной в 1980-х у Египта. Да, снова он.

Дело в том, что к 1980-м Египет рассорился с СССР и начал активно сотрудничать с США. На этом фоне страна стала активно торговать советскими вооружениями.

БМП Type 86
БМП Type 86

Машина была скопирована досконально. Есть информация, что китайская версия на 200 кг легче советской, а ее мотор мощнее оригинального на 10-20 «лошадей». Но это не точно.

На вооружение НОАК Type 86 поступила в 1992 году. На ее базе создали целое семейство разной техники, также производились и модернизированные версии. В России относительно известна Type 86A (ZBD-86A) с новой башней и 30-мм пушкой, принятая на вооружение в 2000 году. Именно на таких машинах китайская команда участвовала в соревнованиях «Суворовский натиск», проходили в рамках Армейских международных игр.

Type 86A (ZBD-86A)
Type 86A (ZBD-86A)

А еще китайцы превратили БМП-1 в небольшой боевой катер. Речь о версии для морской пехоты, на которую можно было даже установить лодочные моторы.

Type 86B для морской пехоты
Type 86B для морской пехоты

Разные версии Type 86 по сей день состоят на вооружении НОАК.

Shenyang J-15 (КНР)

Что скопировали: Су-27К (Су-33)

Создавая свой авианосный флот, Китай значительно опирался на советские наработки, которые, безусловно, были более доступны, чем американские.

Первый авианосец в составе ВМС НОАК «Ляонин» являлся недостроенным советским тяжелым авианесущим крейсером «Варяг».

«Ляонин»
«Ляонин»

Его купили в конце 1990-х у Украины, притащили на буксире через полсвета, отремонтировали и достроили уже по своему измененному проекту. Подробнее об этой истории можете почитать по ссылке ниже.

При создании самолетов для его базирования, китайцы также обратились к советскому опыту.

Во-первых, в КНР с конца 1990-х выпускался многоцелевой истребитель J-11, являвшийся копией экспортного Су-27СК. Сначала самолет собирали из российских компонентов, но потом после поставки 95 комплектов китайцы под разными предлогами отказались от дальнейшей закупки, сделали свою версию J-11B и дальше выпускали истребитель уже без участия КБ Сухого и других российских предприятий.

Истребитель J-11B
Истребитель J-11B

Похожий трюк китайцы планировали провернуть и с палубным самолетом для своих будущих авианосцев. В конце 1990-х представители КНР обратились с запросом на приобретение 50 палубных истребителей Су-33. В процессе переговоров число запрашиваемых машин сократилось до двух, после чего российская сторона отказалась от сделки, осознавая, что китайцам просто нужны технологии.

Т-10К-6 из установочной партии
Т-10К-6 из установочной партии

Но затейники из КНР все равно вышли из положения. В 2001 году они купили на Украине каким-то чудом оставшийся там после раздела СССР самолет Т-10К-7 — опытный советский Су-27К из установочной партии (в Су-33 самолет переименуют позже). Китайская пресса, конечно, отрицала копирование, указывая на устаревшую авионику и другое оборудование исходного самолета. Утверждалось, что J-15 является развитием J-11.

Но я предлагаю просто посмотреть на фотографии ниже и поискать отличия. Спойлер: вы их не найдете.

Первый полет J-15 совершил 31 августа 2009 года, а первую посадку на авианосец — 24 ноября 2012. Сейчас самолет производится серийно, базируется на обоих авианосцах ВМС НОАК «Ляонин» и «Шаньдун».

Серийный J-15 осуществляет посадку на авианосец
Серийный J-15 осуществляет посадку на авианосец

Помимо базовой версии, выпускаются также двухместные модификации: учебно-боевые самолеты J-15S и самолеты РЭБ J-15D. Также идут работы над J-15Т, предназначенном для запуска с катапульты на третьем китайском авианосце Фуцзянь, который пока достраивается.

J-15 и J-15D на авиашоу. На верхнем самолете установлен подвесной агрегат заправки. А J-15D несет сразу шесть контейнеров с системами РЭБ.
J-15 и J-15D на авиашоу. На верхнем самолете установлен подвесной агрегат заправки. А J-15D несет сразу шесть контейнеров с системами РЭБ.
+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии