Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
26 сентября 2025 года индийские ВВС окончательно спишут последние истребители МиГ-21, закрыв 62-летнюю историю эксплуатации легендарной советской машины. Первые самолёты этого типа поступили на вооружение в 1963 году и с тех пор стали основой индийской боевой авиации, пережив модернизации, которые позволили им оставаться в строю дольше, чем более новые МиГ-23МЛ и МиГ-27. Благодаря интеграции современных авионики и вооружений, включая ракеты Р-77 с активной радиолокационной ГСН, МиГ-21 в 2000-х обладали более современным арсеналом, чем истребители российских ВВС того времени.
Тупик программы «Tejas» и дефицит боевых самолётов
Продление службы МиГ-21 во многом было вызвано хроническими задержками в реализации национальной программы лёгкого истребителя HAL Tejas, которая за четыре десятилетия так и не достигла серийного уровня. Несмотря на это, индийское руководство продолжало вкладывать ресурсы в проект, ограничивая возможности закупки других машин — таких как МиГ-29.
Сегодня индийские ВВС располагают лишь 31 эскадрильей вместо требуемых 42, что означает нехватку порядка 200 боевых самолётов. При этом устаревающие Jaguar и Mirage 2000 также готовятся к выводу из эксплуатации, что ещё сильнее обостряет проблему.
Провал «Рафалей» и кризис доверия к западной технике
Потребность в обновлении парка усилилась после резонансных событий мая 2025 года, когда новые Dassault Rafale, недавно поступившие на вооружение Индии, понесли потери в воздушных боях против пакистанских J-10C китайского производства. Сообщается о потере от одного до пяти самолётов, что стало серьёзным репутационным ударом. Учитывая, что J-10C не входит даже в пятёрку наиболее современных китайских истребителей, эти результаты лишь подтвердили слабость европейской боевой авиации на фоне американских и китайских аналогов.
Су-57 как основной претендент
В условиях, когда закупки в США или Китае невозможны по политическим причинам, всё больше внимания Нью-Дели уделяет российскому Су-57. Речь идёт не просто о «символической партии», а о потенциальной лицензионной сборке на базе существующих мощностей по производству Су-30МКИ. В июле 2025 года индийский госсекретарь по обороне Раджеш Кумар Сингх подтвердил переговоры с Москвой, подчеркнув беспрецедентное предложение России о передаче алгоритмов и программного обеспечения бортовых систем Су-57.
По заявлениям Рособоронэкспорта, запуск сборки Су-57Е в Индии может начаться в кратчайшие сроки за счёт модернизации производственной линии Су-30МКИ. Речь может идти о сотнях самолётов — аналогично тому, как ранее было построено свыше 270 Су-30МКИ, более 80% которых произведены на индийских заводах.
Боевой опыт и перспективы
Фактором, усиливающим интерес Индии, является и то, что Су-57 прошёл полномасштабное боевое применение в украинском театре, включая испытания новейшей модификации Су-57М1. Высокий уровень стелс-технологий, интеграция современных ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и мощнейший в своём классе бортовой комплекс радиоэлектроники делают эту машину единственным реалистичным вариантом для Индии в условиях стратегической конкуренции с Китаем.
Поделись видео:

