Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Построить классный городской автобус невероятно сложно, через салон такого транспорта проходят тысячи, если не десятки тысяч, пассажиров ежедневно. И каждый будет чем-то недоволен – тесным салоном, медленным разгоном, сквозняками из форточек.
Так что разработчики автобусов давно махнули рукой на желание угодить всем и сразу. Главное, чтобы машина была надежной, хорошей в ходу, комфортной и не создавала пробок на городских улицах.
Сравнивать Икарус 280 или ЛиАЗ 677 очень непросто
Советский автобус — это машина для небольшого города или в крайнем случае пригорода мегаполиса. ЛиАЗы в свое время отлично работали там, где поток пассажиров не особо велик, дороги не слишком широкие, полно затяжных спусков и подъемов. В небольших городах люди живут своей размеренной жизнью, спешить особо некуда, поэтому и ЛиАЗ-677 получился очень медлительным.
Очень выручала коробка-автомат, благодаря которой Ликинский автобус умудрялся как-то ездить даже с тройной нагрузкой в утренние часы. Еще у ЛиАЗ-677 был достаточно неприхотливый мотор и трансмиссия. Мосты и редукторы выдерживали любую смазку.
Часто ходили вдвое-втрое больше расчетного ресурса, выдерживали эксплуатацию в самых сложных условиях. Ну и, конечно, бензиновый двигатель, и достаточно большой дорожный просвет.
То есть, на ЛиАЗе можно было ездить по плохим дорогам, и даже зимой, когда улицы небольших городов просто не успевали за ночь почистить от снега, городской транспорт умудрялся выйти на линию и развести пассажиров на работу или на вокзалы, кому куда нужно.
Смог бы работать в таких условиях Икарус 280?
Вряд ли это «благородный зверь», специально созданный для широких улиц и перекрестков больших городов. Венгерский Икарус 280 построен по двухсекционной схеме «гармошка». Салон пришлось расширять, и одновременно уменьшать размер клиренса.
В принципе механизм сочленения двух корпусов работал нормально, но если водитель спешил, то задняя секция начинала слегка раскачиваться на большой скорости. Естественно, ощущения у пассажиров были не самые приятные.
В целом, Икарус 280 показал себя довольно динамичным и комфортабельным автобусом. Ездил быстро и мягко, и немудрено, на венгерском автобусе стоял дизель «MAH» и шестиступенчатая МКПП с правильно подобранными передачами.
Управление машиной было продумано до мелочей уровень комфорта для водителя, в сравнении с тем же ЛиАЗом, был запредельно высоким. Многие водители всеми силами стремились пересесть с советских автобусов на венгерские.
Но Икарус 280 выглядел идеалом городского автобуса до тех пор, пока был новым
Машина достаточно громоздкая и тяжелая, проезжать перекрестки советских городских улиц было непросто. Если в механизме сочленения чего-нибудь клинило, то «гармошка» надолго перегораживала улицу.
Хотя ремонт и обслуживание машин не представлял особой сложности. В конструкции было предусмотрено огромное количество лючков и съемных панелей для обеспечения доступа к агрегатам.
Венгерские производители даже поставляли специальные наборы инструментов и подробнейшие описания-техкарты ремонта, но качество работ не всегда было надлежащим. Все-таки это европейская техника, требовалась аккуратность и точность.
Часто терялся крепеж, так что через год-два большинство лючков и панелей уже были просто прикручены первыми попавшимися под руку болтами, иногда даже проволокой.
Летом нередко возникали проблемы с перегревом немецкого или венгерского дизеля
Работа в режиме разгон-торможение приводила к перегреву трансмиссии и самого мотора. Естественно, с раскаленных поверхностей начинала испаряться-дымить смазка, остатки трансмиссионных жидкостей, солярки. Весь этот запах и копоть от дизеля проникала в салон. Пассажиры старались рассаживаться у открытых форточек или оставаться рядом с дверьми.
Многие водители, всеми правдами и неправдами перешедшие работать с ПАЗика или ЛиАЗ 677, с огорчением обнаруживали, что венгерский автобус был крайне чувствителен к качеству топлива и масла.
При том что дизель был очень экономичным и «сэкономить» топливо, как бензин на Ликинском автобусе, уже не получалось. А попытки разбавлять солярку обычно приводили к скандалу с ремонтниками и начальством.
И все равно для города Икарус 280 оставался во многом очень нужной и важной машиной. Он был на своем месте. Несмотря на сложность ремонта и дефицитность запчастей, автобусы довольно быстро окупали себя.
Машина настолько пришлась к месту, что после отказа Венгрии в 90-х от поставок машин, Икарусы 280 начали собирать на Курганском автобусном заводе.
Поделись видео: