Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы опять продолжаем большой обзор мемориально-музейно-паркового комплекса Парк Победы на Поклонной Горе и в этот раз остановимся на площадке экспозиции железнодорожных войск, а также спецформирований НКПС, изюминкой которой является огромный 180-мм железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180.
Историю парка мы рассказывали в самой первой части, так что повторяться не будем и сразу перейдём к осмотру экспозиции.
Открывают экспозицию две 37-мм автоматических зенитных пушки 61-К образца 1939 г., производившихся вплоть до 1949 г. в различных модификациях.
Сразу за ними расположена часть пролётного строения, символизирующего разрушенный капитальный мост, спроектированный трансмостпроектом.
Всего в ходе Великой Отечественной Войны было разрушено или повреждено 414 больших и 1532 средних мостов на территории СССР.
Внутри фермы моста стоит сошедший с рельс нормальный товарный вагон НТВ «теплушка».
Сразу за мостом стоит немецкий путевой разрушитель «Крюк», предназначенный для уничтожения железнодорожного пути, путём разрушения деревянных шпал, деформации рельс и вскапывания земляного полотна.
Такие путеразрушители стояли на вооружении Вермахта и производились фирмой Krupp с 1942 г. Платформа «Крюка» прицеплялась к спаренным паровозам.
Рядом установлен дизельный копёр РМК-5 образца 1942 г., предназначенный для забивки свай на суше и на воде при восстановлении мостов.
Его копёр изготовлен железнодорожными войсками в 1995 г. специально для этого музея.
Опытная 37-мм автоматическая зенитная пушка 100-К образца 1938 г., разработанная под руководством Б. Г. Шпитального. На вооружение она принята не была.
122-мм гаубица образца 1910/1930 гг., разработанная в 1930-х гг. путём модернизации русской 122-мм гаубицы образца 1910 г. и производившаяся с 1937 по 1941 гг.
122-мм гаубица М-30 образца 1938 г., производившаяся с 1940 по 1947 гг.
152-мм гаубица Д-1 образца 1943 г., производившаяся с 1943 по 1949 гг.
Рядом стоит небольшой состав во главе с паровозом Эу 680-96, построенный в 1928 г. на Коломенском паровозостроительном заводе и модернизированный в 1941 г.
Тендер паровоза и заправочная колонка.
За ним прицеплена двухосная платформа с пушками.
Санитарный железнодорожный вагон, построенный в 1925 г.
В начале ВОВ было сформировано 288 санитарных поездов из 6000 пассажирских вагонов, в которых оборудовались изоляторы, аптеки-перевязочные, места проживания медицинского персонала и другие служебные помещения.
Ещё одна двухосная платформа со спаренной автоматической зенитной пушкой, точную модель которой нам опознать не удалось.
Пусковая установка М-13-16 «Катюши» на 16 направляющих для 132-мм реактивных снарядов М-13.
Рядом проходит имитация военно-автомобильной дороги.
Колонну техники на ней возглавляет военный полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-67, производившийся с 1943 по 1953 гг., к которому прицеплен 107-мм горно-вьючный полковой миномёт образца 1938 г., производившийся с 1939 по 1945 гг.
Далее следует 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 г., производившаяся с 1941 по 1945 гг.
За ней 45-мм противотанковая пушка образца 1937 г., производившаяся с 1937 по 1943 гг.
76-мм полковая пушка образца 1927 г., производившаяся с 1938 по 1943 гг.
Польская 40-мм автоматическая зенитная пушка Бофорс Wz.36, принятая на вооружение в 1936 г. и производившаяся до 1939 г.
Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-АА, производившийся с 1932 по 1942 гг. с прицепленной к нему полевой кухней.
122-мм гаубица образца 1910/30 гг., разработанная на основе 122-мм гаубицы образца 1910 г. и производившаяся с 1937 по 1941 гг.
Прицепной одноотвальный грейдер ГТМ, предназначенный для строительно-ремонтных работ и обслуживания грунтовых войсковых дорог. Он прицеплялся к тракторам типа ЧТЗ-60 и ЧТЗ-65.
Легковой автомобиль ГАЗ-М1, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 гг.
Ну а в заключении этой статьи самый интересный и редкий экспонат в данной экспозиции.
Это огромный 180-мм железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180 из состава железнодорожной артиллерийской батареи. Он конечно не такой огромный, как другой сохранившийся до наших дней и представленный в этом парке гигант ТМ-3-12, о котором мы писали ранее, но тоже выглядит монструозно.
Эта железнодорожная артиллерийская установка весом 160 тонн была разработана на Ленинградском металлическом заводе в 1935 г. и оснащалась 180-мм орудием Б-1-П калибром, разработанным на Ленинградском заводе «Большевик». Предназначалась она для стрельбы на дальность до 38 км по морским и сухопутным целям с железнодорожных путей без специально подготовленных постоянных фундаментов. Боевой расчёт этой установки состоял из 40 человек, а вес снаряда составлял 97 кг.
В начале ВОВ на вооружении СССР стояло 20 таких транспортёров и до последних дней войны они принимали участие в боевых действиях.
Стояли они на вооружении вплоть до 1961 г.
После снятия с вооружения этот транспортёр стоял на консервации на территории форта «Красная Горка», откуда и был доставлен в Парк Победы.
В следующих статьях мы перейдём к экспозициям советских танков, артиллерии, самолётов и т.д., ну а на этом пока что всё.
Поделись видео:



