Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский автопром в силу определенных обстоятельств сильно уступал американскому, немецкому и даже французскому. Много чего копировали у иностранных грузовиков, а кое-что делали на собственном энтузиазме.
Примерно четверть конструкций машин оказывались сырыми, и все потому, что проектирование шло так называемым опытным путем. Говоря современным языком, «методом тыка». Тем не менее, на этих грузовиках можно было ездить и выполнять план по грузоперевозкам.
ЗИС-150
Эту машину начали делать еще в 1939 г., на основе глубоко переработанной первой модели ЗИС-15. Просто взяли, что смогли с американского International KP11.
Кстати, проектировали ЗИС-150 фактически студенты. В итоге машина получилась как бы неплохая, но это был выставочный экземпляр, собранный практически вручную.
Для массового производства ЗИС-150 абсолютно не годился. И еще – было много ошибок по трансмиссии, особенно в части карданной передачи. Ездить быстрее 70 км/ч было неимоверно даже для опытных водителей. В итоге ЗИС-150 сняли с эксплуатации при первой же возможности.
ЗИС-151
Трехосный грузовик изначально планировали использовать для обслуживания, строительства и, конечно же, для нужд государства. Поэтому на заводе им. Сталина особо даже не задумывались, каким делать среднетоннажную машину.
Перед глазами стоял великолепный образец машины Studebaker US6. Вот его-то и скопировали, как смогли.
Надо сказать, что разработчики постарались учесть все возможности советской промышленности. У Студебекера была достаточно легкая рама шасси, и все благодаря очень качественной стали, причем после термической обработки. Даже сварочные швы после сборки рамы подвергали отпуску.
В результате получалась довольно легкая и прочная конструкция. При планировании шасси ЗИС-150 лонжероны и раму коробчатого сечения пришлось делать толще и массивнее, некоторые элементы сварки заменили клепанными соединениями. В итоге вес машины вырос почти на тонну по сравнению со Студером.
А еще у «американца» мотор работал на высокооктановом бензине, которого в СССР почти не было. Поэтому скопированный мотор едва вытягивал на 90 л.с., тогда как у Студебекера он был почти под сотню лошадей. Но более важным было то, что у машины не слишком надежная коробка передач уже собственной конструкции.
В итоге новый ЗИС-151 оказался не «скакуном», а скорее «ползуном» с постоянно ломающейся трансмиссией. А еще с целью экономии на задних мостах поставили по одному колесу. Выехать из грязи на ЗИС-151 можно было только цугом. Это когда три машины соединяли сцепкой последовательно в один автопоезд.
ГТУ-10
Этот грузовик сложно назвать самостоятельным транспортным средством. Хотя идея, заложенная в конструкцию, была отличной, и ее массово использовали в США, и Намибии, и Австралии. Грузовик ГТУ-10 представлял собой серийный КрАЗ-129 — очень мощный и тяжелый грузовик, сделанный в 1961 г. исключительно для работы в карьерах.
По сути, это был гибрид, помимо серийного дизельного двигателя ЯАЗ-206, на машину устанавливали два электромотора по 172 кВт на последний мост и тралы-токосъемники от троллейбуса МТБ-82.
Причем испытания ГТУ-10 на горных перевалах машина оказалась слишком тяжелой в управлении. Но, в целом, схема вполне работала. Количество груза пришлось уменьшить на 30%, но затем от использования ГТУ-10 отказались.
Определенная экономия была достигнута, но сам КраЗ-129 мало подходил на роль гибрида. Впоследствии тралы и электромоторы сняли, и карьерники вернулись на прежнее место работы.
КАЗ-606
Седельный тягач «Колхида» КАЗ-606 должен был стать основным транспортом на горных дорогах Кавказа. Поэтому изначально была выбрана бескапотная кабина и относительно короткая база. Кстати, кабина получилась действительно удобной и практичной, со спальником и встроенным отдельным отопителем.
Машина получилась довольно слабой, мотор на 90 л.с. от ЗИЛ-157 не соответствовал назначению КАЗ-606. На равнине «Колхида» еще как-то работала, хоть и ломалась чаще, чем ездила, а вот в горах все было намного хуже.
Без наддува решить проблему не удавалось, плюс у тягача был очень большой расход топлива – более 50 л на 100 км. В итоге машину несколько раз модифицировали, ставили мотор от ЗИЛ-130, но качество сборки все равно оставалось крайне низким. В последствии машину списали.
Поделись видео: